И.А. Бродова

Библиотека как самоорганизующаяся информационная система // Книжная культура Ярославского края: материалы научной конференции. 10–11 октября 2007 г. / Яросл. обл. универс. науч. б-ка им. Н.А. Некрасова. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Каф. краеведения и музеологии [Текст]. – Ярославль, 2007. – С. 127–132.

В эпоху глобальной информатизации библиотечно-информационная деятельность (производство и потребление информации) становится особым самостоятельным фактором социоэкономического и социокультурного развития. Так или иначе, все области человеческой деятельности начинают непосредственно зависеть от состояния библиотечной составляющей информационного ресурса, системы его производства, а также доступности информационных продуктов и услуг. Не случайно к информационному ресурсу библиотеки в любой стране относятся как к важной со­ставляющей стратегических ресурсов государства, как к системообразующему элементу социальной инфраструктуры, как к одному из факторов стабильности развития, как к необходимому условию ин­теграции в мировое информационное пространство.

Следовательно, если рассматривать библиотеку как открытую динамическую систему, в основе которой лежат инфокоммуникационные связи человека, то она должна предоставлять такую структуру, которая соответствует генеральной стратегии общественного развития. Библиотека должна обладать к тому же новейшими средствами фиксирования, распространения и потребления информации, учитывать развитие рынка информационных продуктов и услуг. Вместе с тем, в условиях глобальной информатизации для общества важен не только сам факт наличия библиотечной составляющей информационного ресурса, но и грамотное распоряжение реально существующим высшим потенциалом[1] библиотечной инфосферы.

Условимся под высшим потенциалом библиотечной инфосферы понимать масштаб включенности глобального информационного поля в производство библиотечной составляющей информационного ресурса с целью информационного обеспечения всех уровней жизни: физического, личностного, межличностного, социального, принципиального и  универсального[2]. Перечисленные уровни жизни выступают ориентирами при структурировании личностью глобального информационного поля, что отражается затем в структуре производства библиотечно-информационного ресурса. Таким образом, сознательно выстроенную библиотечную систему, способную обеспечить информацией все уровни жизни, в аспекте синергетического подхода можно определить как процесс самоорганизации библиотечной инфосферы, под которым подразумевается, во-первых, инициативный, самодеятельный способ и результат упорядочения библиотечно-информационного поля; во-вторых, выстроенность системы производства библиотечно-информационного ресурса на основе глобального информационного потенциала.

В качестве сущностных признаков самоорганизации библиотечной инфосферы выделим:

o    непосредственную включенность библиотечно-информационного ресурса в инфокоммуникационную сферу;

o    наличие поисковой системы, которая может гибко приспосабливается к актуальным информационным запросам;

o     свободный доступ к любому источнику информации.

Вместе с тем, адекватное представление о самоорганизации библиотечной инфосферы можно составить только при условии существования общепринятого понятия информации, которое пока еще не выработано современной наукой.

 

Оставляя за рамками сообщения полемику по этому вопросу, выделим понятие информации, содержащееся в монографии А.И. Демина «Информационная теория экономики»[3]это всеобщее свойство материи,определяющее направленность движения энергии и вещества. В указанной работе обращается внимание еще на один существенный фактор: как всеобщее нематериальное свойство взаимодействия материального мира информация включает в себя первичную и вторичную информацию.

Под первичной информацией подразумевается направленность движения вещества в пространстве, результат которого виден в морфологии составляющих вещество элементов.

Под вторичной информацией имеется в виду отражение первичной информации в информационном полепосредством модуляции (изменения) пространственных сил, сопровождающих всякое движение вещества[4].

В данном понятии информации присутствует скрытый механизм процесса самоорганизации библиотечной инфосферы, который на уровне первичной информации действует как направленное структурирование библиотечно-информационного поля, а на уровне вторичной информации выступает в виде адаптации библиотечно-информационных структур к конкретным инфокоммуникационным ситуациям путем коррекции технологии производства библиотечно-информационного ресурса.

 

Направленность процесса самоорганизации библиотечной инфосферы обусловлена воздействием меняющейся информационной картины мира, которая на каждом историческом этапе создается доминирующим мировосприятием.

В наиболее общем виде амплитуда колебаний мировосприятия может быть представлена в виде оппозиционной пары — «дифференциация — интеграция». В этом случае во взаимодействии библиотечной инфосферы с глобальным информационным полем прослеживается следующая закономерность. Процесс дифференциации сопровождается усилением интереса к специфике инфосфер всех уровней жизни[5]. В период интеграции, напротив, возрастает потребность получения сведений об их принципиальных и универсальных характеристиках[6].

Следует подчеркнуть, что на одном и том же историческом этапе вышеназванная закономерность может проявляться по-разному, в зависимости от конкретной инфокоммуникационной ситуации. Например, в основе синергетического подхода, широко применяемого в последние десятилетия в процессе научного исследования разнообразных объектов, лежит убеждение, что закономерности, открываемые синергетикой, распространяются на все материальные системы, отсюда возникает потребность в информации универсального плана. В это же время решение проблем этнической идентичности и толерантности в межэтнических отношениях предполагает информированность о мыслях и чувствах отдельных этнических групп, о специфике их взаимоотношений и взаимодействий в коммуникативных ситуациях, как внутри группы, так и с представителями других этнических групп.

 

Самоорганизация технологии производства библиотечно-информационного ресурса находится в прямой зависимости от господствующей информационной парадигмы, поэтому при адаптации библиотечно-информационных структур к конкретным инфокоммуникационным ситуациям могут действовать как механизмы интеграции, так и дифференциации.

В интеграционных инфокоммуникационных ситуациях активизация инфосферы библиотеки и формирование библиотечно-информационных структур происходит на основе проблемной связи с глобальным информационным полем. Самоорганизация технологии библиотечно-информационного производства осуществляется здесь в ходе создания соответствующей поисковой системы. В идеале это электронная поисковая сеть, подключенная к глобальной информационной сети, которая позволяет получать реальный доступ к информации о круге решенных и нерешенных проблем во всех жизненных сферах. Выявленные с ее помощью проблемы должны сопровождаться указаниями на источники информации о них, а также на способы получения необходимой информации (книжные или электронные носители, аудио или видео, Интернет, МБА).

При дифференцированных инфокоммуникационных ситуациях самоорганизация технологии библиотечно-информационного производства происходит на основе тематической связи с глобальным информационным полем. Поисковая система библиотеки теперь уже ориентирована на предоставление информации о круге тем, составляющих инфосферу каждого уровня жизни.

Результат применения вышеназванной информационной технологии можно получить только в том случае, если будет организована соответствующая ситуация потребления информации. Другими словами, если произойдет системное изменение морфологии инфокоммуникационных ситуаций в зависимости от морфологии системы информационных запросов. Система информационных запросов не только стимулирует библиотечно-информационное производство, но и является своего рода энергетическим толчком, способным изменить направленность движения носителей информации в пространстве и времени. В итоге библиотека как самоорганизующаяся информационная система адаптируется к любой системе инфокоммуникационных ситуаций и информационных запросов.

В отличие от традиционных форм организации информационной деятельности, самоорганизация библиотечной инфосферы служит источником пробуждения инициативы в библиотечно-информационном производстве, например, в каждый конкретно-исторический период библиотека получает возможность реализовать функцию научно-исследовательского центра по изучению разнообразных инфокоммуникационных ситуаций и запросов, по выявлению приоритетов в производстве библиотечно-информационного ресурса.

Самоорганизация библиотечной инфосферы отличается известной свободной, в частности, допускает применение практически понятных способов регламентации и контроля над разнообразными ситуациями потребления информации, многовариантность в решении проблем информационного производства на основе здравого смысла и жизненного опыта. Методом проб и ошибок самоорганизация помогает выявить новые инфокоммуникационные связи, выбрать технологию адекватного информационного обеспечения всех уровней жизни. Столкновение интегрированных и дифференцированных интересов и действий, в конечном счете, не разрушает взаимодействия, а приводит его к некой упорядоченности, обусловленной наличием общих целей и правил, разделяемых всеми участниками инфокоммуникационного процесса.

 По мере формирования глобального информационного поля, основанного на интеграции всех уровней жизни и одновременно на дифференциации ее частных сфер, инициатива библиотек в самостоятельном решении многих информационных проблем только возрастает.  Самоорганизованная библиотечная инфосфера становится не только самодеятельным «генератором» информационных идей, но и носителем функции института глобальных информационных технологий.

В недрах библиотеки объединенные информационных интересы всех уровней жизни могут формализоваться и оформиться организационно, а затем становиться инструментами информационного воздействия на другие ресурсы общества. При неблагоприятных инфокоммуникационных ситуациях самоорганизация библиотечной инфосферы может выступить как бездействие или, наоборот, как активное оппозиционное действие в виде альтернативных форм и способов решения инфокоммуникативных проблем.

Подчеркнем, однако, что самоорганизация библиотечной инфосферы не всегда выполняет конструктивную роль в обществе. Она может быть деструктивна под воздействием негативных сторон социокультурной жизнедеятельности субъектов, участвующих в инфокоммуникации (вброс заведомо ложной информации, профессиональная некомпетентность, порча оборудования, хищение фондов, грубость в общении и др.). По этой причине самоорганизация библиотеки как информационной системы нуждается в профессиональном корпоративном внимании и коррекции, суть которых в стимулировании и поддержке (в том числе ресурсной) одних информационных процессов, сдерживание и предупреждение — других. Таким образом достигается устойчивость процесса самоорганизации библиотеки, обеспечивается жизнеспособность ее структур и открываются большие возможности адаптивного обновления.

В заключение заметим, что самоорганизацию библиотечной инфосферы трудно отделить от ее организации: она либо предшествует ей, либо сопровождает как параллельный процесс, либо развертывается на ее почве. В любом случае самоорганизация библиотечной инфосферы не должна подменять административное регулирование библиотекой как учреждением.

 


[1] Существуют разные интерпретации высшего потенциала. Ю.У. Фохт-Бабушкин выделил в сугубо аналитических целях пять важнейших потенциалов человека (преобразовательный, гносеологический, аксиологический, коммуникативный, художественный), подчеркнув, что в результате художественной деятельности формируется некаясинтезированная (высшая) способность человека, в которой слиты все потенциалы (см.: Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление. — М., 1982. — С. 157–207). В свою очередь, современный американский психолог, физик, психотерапевт Вернон Вульф считает, что проявленная реальность имеет как «частичную», так и «волновую» функцию, которые разум отражает через свои рациональные и интуитивные процессы соответственно. Любой человек может сознательно балансировать рациональные и интуитивные процессы, реорганизуя и применяя все свои многомерные знания и опыт, то есть свой высший потенциал (см. подробнее: Вульф В. Холодинамика. Как развивать и управлять внутренней силой. Пер. с англ./Общ. ред. Л. Хохлова. М., 1995).

[2] Такой классификации уровней жизни придерживается В. Вульф (см. Вульф В. Указ. соч.).

[3] См.: Демин А.И. Информационная теория экономики. Макромодель. — М.: «Палев», 1996.

[4] Подобное определение информации отдаленно перекликается с античным пониманием мимесиса, которое высказывалось в пифагореизме и развивалось, в частности, Платоном: видимый мир являлся для него следствием подражания высшему миру идей, а искусство — подражание подражанию реальности (см.: Лосев А.Ф. Истинное объективистическое подражание в связи с другими типами подражания // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М.: «АСТ», 2000. - С. 44-49).

[5] Учебная, справочная и художественная литература, монографии по отдельным научным темам, дневники, мемуары, переписка, исследования по истории и т.п.

[6] Энциклопедии, философские работы методологического плана; литература, освещающая комплексные научные исследования; межотраслевые сборники научных статей, антологии, материалы конференций и т. п.