И.А. Бродова

Ярославское Общество любителей музыкального и драматического искусств в аспекте процесса либерализации общечеловеческих духовных ценностей // Российский либерализм в региональном измерении: идеи, структуры, тактики, лидеры: Всероссийская научно-практическая конференция 10–12 сентября 2008 г. Ярославский государственный университете им. П.Г. Демидова: сборник докладов и материалов конференции [Текст] / Отв. ред. В.М. Марасанова / Российский гуманитарный научный фонд. – М., 2008. – С. 192–194.

30 марта 1876 года в Ярославль по приглашению местного музыкально-драматического Общества прибыла из Киева и в тот же день была открыта четвертая передвижная выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок[1].

6 ноября 1877 года в Ярославле в зале Дома Презрения Ближнего состоялся концерт Николая Григорьевича Рубинштейна на пользу Общества красного креста[2].

Два события, на первый взгляд, никак не связанные между собой, означали, вместе с тем, начало становления качественно новых форм культурной жизни российской провинции, который условно можно определить как процесс либерализации общечеловеческих духовных ценностей.

Важным стимулом для подобной духовной либерализации стали реформы, предполагавшие совершенствование внутреннего благоустройства России, которые были начаты при правлении Александра II. Благодаря ним, возникали новые формы самоуправления не только на уровне государственных структур, но и в приватных сферах. Пример тому — активизация деятельности общественных (самодеятельных) организаций, подобных созданному в Ярославле в 1875 году «здешними меломанами и театралами» Обществу любителей музыкального и драма­тического искусств[3].

Примечательна цель организации, которую лидеры кружка — известные ярославские любители во главе с Алексеем Дмитриевичем Щелковым — определили в проекте устава Общества: «доставление возможности членам общества соединиться для исполнения различных произведений музыкального и драматического искусств, а также для чтений как литературных, так и научных; содействовать всеми зависящими от общества средствами развитию музыкальных и драматических талантов, распространять любовь к этим искусствам; развивать понимание оных и знакомить публику с лучшими произведениями по обеим отраслям, посредством концертов и спектаклей»[4].

Действия Правления Общества имели широкий общественный резонанс. Летом того же 1875 года Ярославские губернские ведомости писали: «Нет сомнения, что прекрасные цели, положенные в основание устава общества, будут служить верным ручательством того, что в среде интеллигентной части наших горожан найдется много вполне и горячо сочувствующих делу, давно желанного и наконец возникающего у нас, общества любителей музыкального и драматического искусств».

Заметим, что в конце XIX века возник аналогичный литературно-музыкально-драматический кружок в Рыбинске, устав которого так же, как и в Ярославле, имел целью «доставить своим членам возможность собираться для исполнения различных произведений музыкального и драматического искусств», содействовать их развитию, распространять к ним любовь и развивать их понимание.

Приступая к определению общего плана своей деятельности, Правление ярославского Общества, как писали газеты того времени, признавало необходимым выяснить в подробности те задачи, которые должны были составлять его нравственные принципы и вместе с тем обусловливать отношение на почве искусства к той среде, из которой организовался музыкально-драматический кружок, и в духовный силах которой он надеялся найти средства для дальнейшего своего развития[5].

Охраняя «во всей чистоте» характер своего учреждения, Общество вместе с тем не имело в виду только приятное времяпровождение, то есть итоги его деятельности не сводились к «бесследному служению искусства для искусства» или «к увеличению средств кассы». На первый план художественных вечеров выдвигались задачи просветительского характера, поэтому допускались в его среде занятия другими изящными искусствами (живописью, воспроизведением живых картин и т. п.), то есть теми, которые Общество могло поддерживать материально.

Либеральный подход наблюдался и в желании Правления Общества облегчить доступ в него. Во-первых, это понижение членского взноса, особенно для семейств, желающих вступить в Общество членами-посетителями, а также допущение рассрочки платежей в тех случаях, когда взнос превышает шесть рублей. Во-вторых, это предоставление студентам ярославского Демидовского лицея возможности вступать в Общество бесплатно с целью участвовать в его занятиях в качестве гостей-исполнителей. В-третьих, это благотворительная деятельность, связанная с образовательно-воспитательными целями, например, устройство художественных вечеров в пользу разных благотворительных фондов или же, говоря словами Устава, проведение «в массу городского ярославского общества и преимущественно в молодое поколение недостаточных классов познаний в области изящных искусств».

Следствием этого стали учреждение при Обществе бесплатного класса музыки и пения, устройство периодических художественных выставок, бесплатное допущение учащихся разных учебных заведениях на генеральные репетиции всех художественных вечеров, устраиваемых Обществом.

В состав первого Правления Общества вошли М.П. Тихменев (председатель), Р.И. Сыромятников и В.Н. Окулова (кандидаты к председателю), А.Д. Щелков (директор музыкального отдела), Н.А. Пушкина и С.В. Аваева (кандидаты к нему), А.В. Скульский (директор драматического отдела), А.Е. Тихменева и В.И. Иванов (кандидаты к нему). В качестве совещательных членов были избраны Н.А. Щелкова, Л.И. Аристова, М.М. Зызыкин, Н.И. Беллерт, П.Ф. Роде, Р.И. Кокуев, Л.Н. Пастухов, П.В. Викентьев. Кроме того, избрали так называемый поверочный комитет, который должен был следить за качеством репертуара и художественным уровнем исполняемых произведений. 

Уже на первом собрании Общества (2 ноября 1875 года) были учреждены бесплатные музыкальные классы, руководство и заведование которыми приняла на себя действительный член Общества — Нина Антоновна Щелкова, имевшая высшую специальную подготовку. Примечательно, что по уставу действительными членами могли быть только те любители, которые принимали участие в качестве исполнителей в концертах и спектаклях Общества.

Серьезное отношению к искусству проявилось и при проведении первого литературного вечера (23 ноября 1875 года), и при постановке первого спектакля по пьесе А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье» (декабрь 1975 года). В рецензии отмечалось: «в Обществе есть верный взгляд на искусство, есть надлежащий солидный труд, есть живая забота об исполнении пьесы в возможной степени совершенства...»[6].

В декабре 1875 года любители драматического искусства, студенческий хор Демидовского юридического лицея, оркестр военной музыки Нежинского полка под управлением капельмейстера Г. Отто Ганнинга, артист городского театра В.А. Смирнов и выдающаяся русская актриса П.А. Стрепетова устроили вечер, сбор от которого пошел в пользу недостаточных студентов Демидовского юридического лицея. 7 марта 1876 года состоялась аналогичная акция, в которой приняла участие почетный член Общества артистка Императорских московских театров Е. Н. Васильева 1-я, а 1 августа того же года в саду купеческого клуба Общество организовало вечер со спектаклем, с музыкой и песенниками Нежинского полка, сбор от которого направили славянам Балканского полуострова.

Правление Общества не боялось обширности поставленных задач, твердо уповая на то, что при единодушии и общих усилиях членов Общества достижение полезных результатов деятельности будет обеспечено.

Существенные изменения в деятельности Общества происходят в последние годы правления Александра II, который, по словам С.Ю. Витте, «не выдержал линию либеральных реформ и в последние годы начал колебаться и идти назад»[7]и в первое десятилетие правления Александра III, взявшего курс на усиление «тенденциозного надзора» над всеми сферами общественной жизни: «Господа, встаньте: правительство идет, правительство возвращается!..»[8].

Преобразования в Обществе начались в апреле 1889 года, когда был принят с существенными дополнениями новый (второй) устав. Впервые всерьез заговорили об организованном досуге для членов Общества и их семейств в виде танцевальных вечеров, балов, маскарадов. Общество получило официальное разрешение иметь библиотеку в своем помещении[9], согласно утвержденным правительством 5 января 1884 года временным правилам (своего рода цензурой) по отношению к открытию и содержанию публичных библиотек и кабинетов для чтения. Но усилившаяся развлекательная направленность драматического репертуара второго периода (в большинстве своем комедии, фарсы, шутки) позволяет утверждать, что фонд ее также регламентировался цензурой. Подтверждением тому является прописанный в уставе порядок согласования содержания литературных вечеров и драматических представлений с местным начальством: рассказы, стихи, куплеты и т.п., литературные чтения могут быть включены в них только с разрешения цензуры, причем разрешение испрашивается каждый раз по заведенному порядку[10]. Далее — то, что издано в печати и получило одобрение цензуры должно использоваться без отступлений. Если произведения не изданы, то таковые должны быть представляемы предварительно на рассмотрение местного цензурного учреждения, или власти его заменяющей, а афиши пьес, постановки на сцене, высланы своевременно в Главное Управление по делам печати. Более того, Общество должно уведомлять своевременно местное полицейское начальство обо всех устраиваемых собраниях, причем на каждый спектакль или представление для представителя полиции назначается соответствующее кресло.

Некоторые положения нового устава поощряли обывательский образ жизни, например, допускались карточные игры, биллиард, кегли. В этой связи в нем подробно прописаны правила поведения, разработана система штрафов за недостойные действия или за нарушения распорядка и т. д.

Устав Общества 1889 года является наглядным свидетельством сужения пространства духовного либерализма в России, хотя действительным членам Общества в своей практической деятельности какое-то время удавалось следовать изначально объявленным задачам. Так, 18 октября 1889 года в собственном помещении Общества состоялось 1-е исполнительное собрание (музыкально-драматический вечер) с интересной и разнообразной программой. В концерте прозвучали произведения Бетховена, Листа, Россини, Годара в исполнении не только любителей, но и профессионалов, в частности, дирижера военного оркестра, а впоследствии капельмейстера Городского театра Ф. Э. Фурмана.   

В 1890–1900-е годы среди действительных членов Общества мы находим немало талантливых музыкантов — скрипач и дирижер оркестра любителей Е.Р. Кокуев, певец П.М. Головня, виолончелисты А.М. Космовский и К.И. Звонников, пианисты К.Ю. Ковальский и А.А. Жданова, виртуоз на мандолине И.А. Поляков и др. О директоре музыкального отдела А.Ю. Вольферце  восторженно писали рецензенты, отмечая его незаурядные организаторские способности. Он сумел привлечь к концертам Общества замечательных профессионалов — талантливейшую примадонну Императорского Московского Большого театра  М.А. Дейшу-Сионицкую, неподражаемого певца русских песен П.И. Богатырева (артиста Русской оперы),  хор «Лада» из 30 человек, представших в сокольничих костюмах времен Ивана Грозного, известного тенора Императорского Санкт-Петербургского театра Н.Г. Шахламяна и многих других. Надолго члены Общества запомнили экстренный музыкальный вечер 14 сентября 1890 года, исполнителем на котором был почетный член Общества выдающийся русский композитор Милий Алексеевич Балакирев[11].

Афиши драматического отдела время от времени извещали о спектаклях по пьесам А.Н. Островского, поставленных членами Общества. В программах литературных вечеров можно встретить произведения Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Л.Н. Трефолева. Как правило, каждому из перечисленных авторов посвящалось отдельное исполнительное собрание. В 1911 году гостями Общества стали артисты Московского Императорского Малого театра, в их числе А.А. Яблочкина, Вл. Немирович-Данченко, А.А. Остужев, О.А. Правдин.

Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на меняющуюся социально-политическую ситуацию в стране члены Общества любителей музыкального и драматического искусств стремились не отступать от процесса либерализации общечеловеческих духовных ценностей. Преодолевая жесткие рамки цензуры, они настойчиво шли к намеченной цели на всех этапах существования Общества, вплоть до 1918 года, когда вследствие глубоких социальных потрясений Общество прекратило свою деятельность.

 

 


[1] Ярославские губернские ведомости. — 1876. — 1 апреля. — № 26. — С. 5.

[2] Материалы по концертам. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник (фонды) (ЯМЗ 57851/2).

[3] Далее — Общество.

[4] См.: Устав Ярославского общества любителей музыкального и драматического искусств. Ярославль: Типография Губернской Земской Управы, 1875.

[5] См.: Ярославские губернские ведомости. — 1875. — 6 ноября. — №  88.

[6] Ярославские губернские ведомости. — 1876. — 1 января. — №  1.

[7] Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849–1911 гг. — М.: Мысль, 1991. — С. 262.

[8] Из отклика на новый университетский устав, введенный вместо либерального Головнинского устава 1863 года, известного русского публициста М.Н. Каткова в «Московских ведомостях» (1884 год, № 278).

[9] Общество получило собственное помещение (здание не сохранилось) на Духовской улице (угол улиц Республиканской и Пушкина).

[10] Без предварительного разрешения допускалось только устройство музыкальных вечеров.

[11] М.А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. — Л., 1961. — С. 329–330 (ГПБ, ф. 41).