Материалы международной научной конференции (18–22 ноября 2004), 

посвященные 100-летию со дня основания 

Ярославского Императорского Русского Музыкального Общества 

Третьи Алмазовские чтения: 

Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города.  

– Ярославль: Ремдер, 2005. – С. 60-74.

 

 

И.А. Бродова (Ярославль)

 

Новый взгляд на историю музыкального образования в Ярославле до 1918 года

Принято считать, что начало профессиональному музыкальному образованию в Ярославле положила деятельность Ярославского отделения Императорского русского музыкального общества, по инициативе которого в 1904 году были открыты музыкальные классы, ставшие «прародителем» Ярославского областного музыкального училища имени Л.В. Собинова и Детской школы искусств имени Л.В. Собинова, которые в 2004 году празднуют свой столетний юбилей.

Вместе с тем, подготовка профессионалов для светской музыкальной деятельности началась в Ярославле значительно раньше – более двухсот лет назад, когда в конце XVIII века, в царствование Екатерины II в России стал формироваться новый стиль жизни, выразившийся, в частности, в активизации общественной и художественной деятельности в общероссийском культурном пространстве. Немаловажную роль в этом процессе сыграли изменение областного деления страны, а также жалованные сословные грамоты – дворянству и городам, подписанные Екатериной II в апреле 1785 года. Особо отметим, что жалованная грамота дворянству наконец-то официально завершила процесс корпоративного устройства сословия, способствуя стабилизации структуры российского общества, в том числе формированию устойчивой культурной столичной и провинциальной среды.

На этом социально-историческом фоне пребывание А.П. Мельгунова (1777–1888 годы) в качестве генерал-губернатора в Ярославле – центре вновь учрежденной Ярославской губернии, явилось, на первый взгляд, своего рода внешним пассионарным толчком для становления вновь созданной губернии. Напомним в этой связи рескрипт Екатерины II на имя А.П. Мельгунова: «Мы, почитая за благо учредить вновь Ярославскую губернию, всемилостивейше в оную определяем вас в должность генерал-губернатора и поручаем вам оную губернию, не опуская времени, объезжать и, по данному от Нас вам примерному расписанию оной на двенадцать уездов, на месте удобность их освидетельствовать и как о сем, так и какие вновь города для приписания к ним уездов назначить нужно будет, Нам самолично представить».

Однако деятельность Мельгунова заметно изменила внутренние, духовные, стороны жизни Ярославля – старинного провинциального города, утопавшего, по выражению Л.Н. Трефолева,  в физической и в нравственной грязи [1]. В построенном по инициативе Мельгунова Доме призрения ближнего – средоточии культурной жизни ярославского общества – впервые в истории города началось систематическое обучение светскому искусству. Как писали Ярославские губернские ведомости в 1860 году, Ярославский Дом призрения ближнего, учрежденный в 1786 году, предоставляет своим воспитанникам возможность изучать рисование, музыку, танцы, а впоследствии они могут получить звание домашних учительниц, а также помощниц учителя музыки [2]

Следующий заметный шаг в развитии музыкального образования в Ярославле связан с именем П.Г. Демидова – основателя Ярославского высших наук училище (1803–1833), реорганизованного в Камеральный лицей (1833–1868), а затем в Демидовский юридический лицей (1868–1918). К.Д. Головщиков отмечал, что, «кроме занятий науками большое доставляло Павлу Григорьевичу удовольствие музыка, которую он, как свидетельствуют его современники, любил "страстно”, и сам ежедневно играл на фортепиано и скрипке; …он всегда имел еще у себя в доме хорошие и ценные органы» [3].

Таким образом, уже с первых лет существования Демидовского лицея серьезное юридическое образование не мыслилось в нем без изучения нескольких иностранных языков, занятий рисованием, танцами, фехтованием. Два часа в неделю в расписании отводилось урокам музыки. Характерное для П.Г. Демидова уважение к людям «не по чинам, а по уму» проявлялось в основанном им учебном заведении и в том, что первый преподаватель музыки Ярославского Демидовского лицея скрипач Василий Журавлев был выходцем из ярославских крестьян.

13 ноября 1831 года Ярославль посетил принц П.Г. Ольденбургский (1812–1881), который, как известно, родился в Ярославле, поэтому испытывал особое к нему отношение. Помимо государственной службы, он много сил и времени отдавал «общественной деятельности», являясь попечителем многих учебных заведений, а также почетным членом различных ученых и благотворительных обществ и лечебниц. Главным вкладом принца П.Г. Ольденбургского в культуру России стало основание им в Санкт-Петербурге Училища правоведения [4] «для образования молодых дворян к гражданской службе по судебной части» (открытие в декабре 1835 года, а в 1840 году – первый выпуск). П.Г. Ольденбургский придавал большое значение тому, чтобы в Училище не только учили, но и разносторонне воспитывали его питомцев. Будучи страстным любителем музыки, автором музыки балета «Бабочка, роза и фиалка» (в постановке М. Петипа), принц поощрял занятия музыкой учеников Училища, поэтому не случайно, что среди его выпускников встречаются выдающиеся русские музыканты, которые, в частности, прямо или косвенно были связаны с Ярославлем. Назовем хотя бы имя критика В.В. Стасова [5], идеолога «Могучей кучки», который не только хорошо знал ярославских музыкантов-любителей, но даже и выступал с ними в концертах в период учебы в Училище правоведения, в частности, с братьями Унковскими (один из них, И.С. Унковский, – в будущем Ярославский губернатор, а другой, Ф.С. Унковский, – Ярославский губернский прокурор). Вместе со Стасовым у истоков «Могучей кучки» стоял М.А. Балакирев, непосредственно связанный с Ярославлем, ибо его отец, А.К. Балакирев, был выпускником Ярославского высших наук училища (1824 года) и некоторое время служил в Ярославле. М.А. Балакирев не только давал в Ярославле благотворительные концерты, но и оказывал поддержку служившему в Ярославле с 1859 по 1866 годы еще одному выпускнику Училища правоведения – пианисту и композитору Н.Ф. Христиановичу. Автор первых отечественных монографий о творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана и Ф. Шопена, Н.Ф. Христианович в период пребывания в Ярославле активно занимался композиторской, концертной и педагогической деятельностью, в частности, вел уроки музыки в Доме призрения ближнего. «Ярославские губернские ведомости» писали: «Он [Христианович] всего год как преподает безвозмездно музыку воспитанницам Сиротского Дома, и вот по прошествии столь короткого времени мы уже слушаем в концерте одну из его воспитанниц г-жу Третьякову, исполняющую "соло”, рондо сочинения Вебера, потом в 8 рук исполняют увертюру Мендельсона воспитанницы Сиротского Дома. Подобным успехам надобно удивляться, тем более что исполнение этих пьес было безукоризненное. Г. Христианович озабочен в настоящее время устройством воскресной музыкальной школы» [6]. По свидетельству князя Ю.Н. Голицына, Христианович, как профессор му­зыки, имел до сорока разного возраста учениц [7].  М.А. Балакирев, после знакомства с Н.Ф. Христиановичем, писал Стасову: «Такая личность просто находка, которой общество должно дорожить, не будь его, не было бы никакой музыки в Ярославле. Христианович завел там музык[альную] школу, учит даром очень многих и нашел многих весьма способных и многообещающих по части музыки… одним словом, это маленький Рубинштейн Ярославля, отличающийся от настоящего не­сравненно большим умом и образованием» [8]. Упомянем также композитора и критика А.Н. Серова [9], намеревавшегося написать комическую оперу на сюжет «Мельничихи в Марли, или Племянника и тетушка», с успехом шедшего в обеих столицах водевиля, перевод которого с фран­цузского сделал ярославец Н.И. Филимонов (выпускник Ярославского высших наук училища 1821 года). Подчеркнем еще раз, что начало музыкального пути вышеназванных деятелей связано не только с учебой в Училище правоведения, но и с личностью самого принца П.Г. Ольденбургского, например, в марте 1842 года в Санкт-Петербурге, в зале его дома состоялся концерт в пользу Глазной лечебницы, данный силами любителей с участием А.Н. Серова.

Во время реорганизации Ярославского высших наук училища в Камеральный лицей (1833) преподавателя музыки вывели за штат, однако, это не означало ликвидации музыкальных занятий. К.Д. Головщиков в монографии о лицее подчеркивал, что руководство лицея придавало большое значение приобщению студентов к музыкальному ис­кусству. Студенты и их преподаватели часто выступали инициато­рами и организаторами устраиваемых в Ярославле концертов, привлекавших большое число зрителей. По свидетельству современников, особой популярностью у ярославцев пользовался лицейский сту­денческий хор. Так, Ярославские губернские ведомости в феврале и марте 1895 года пишут о состоявшемся в Городском театре литературно-музыкальном вечере в пользу студентов Демидовского юридического лицея. В этом вечере, наряду с «талантливейшей примадонной Императорского Московского Большого (оперного) театра, любимицей публики обеих столиц» М.А. Дейши-Сионицкой и артистом Малого театра О.А. Правдиным, участвовали оркестр любителей (дирижер Е.Р. Кокуев), студенческий хор, студенты Демидовского лицея – И.Л. Поляков (мандолина), П.М. Головня (вокал), А.В. Ненароков (виолончель) и др. [10]. А ярославская газета «Голос» в одном из декабрьских номеров 1910 года сообщала о вечере, состоявшемся в помещении «Общества взаимопомощи женщин». В его музыкальной програм­ме принял участие студент лицея В. Г. Чулимков, спевший арию из оперы «Демон» и романс М. Слонова на стихи Н.А. Некрасова.

Созданное 28 апреля 1871 года «Попечительство о недостаточных студентах» в качестве почетных членов, наряду с бывшими и настоящими профессорами и директором Демидовского лицея, включило директора Московской консерватории Н.Г. Рубинштейна [11] и известного пианиста и дирижера П.А. Шостаковского. Оба они неоднократно выступали с благотворительными концертами в Ярославле. Более того, П.А. Шостаковский в 1878 открыл в Москве частную музыкальную школу, преобразованную в 1883 году в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе, студентом которого впоследствии стал Л.В. Собинов.

Кроме Дома призрения ближнего и Демидовского юридического лицея музыкальные занятия велись в учрежденном в 1846 году Ольгинском приюте, располагавшемся на Дворянской улице (ныне проспект Октября). Музыку в приюте преподавали Аваева, Ждан-Пушкина, Ораевская, Тарасова, имена которых часто встречались на афишах различных концертов, устраиваемых с благотворительной целью. В сентябре 1848 года в Ярославль было переведено открытое в 1846 году в Солигаличе Училище девиц духовного звания, которое получило свое помещение в 1849 году в доме купца Соболева на Духовской улице, против церкви Святого Духа. В течение шестилетнего срока обучения его воспитанницам, помимо других  предметов, преподавали церковное пение [12]. В 1851 году учрежден Николаевский детский приют, в котором впоследствии музыкальные занятия вел замечательный композитор о. В. Зиновьев. В декабре 1855 года состоялось публичное испытание воспитанниц Ярославского женского благородного пансиона, которые, как свидетельствует отчет, отлично исполнили несколько замечательных пьес на фортепиано, а воспитанница Маргера блистательную фантазию Тальберга. После сего было пение, заключенное общим хором народного гимна. Есть также свидетельство о том, что в марте 1861 года с успехом прошел концерт в пользу Ярославского Сиротского дома, составленный из любителей и любительниц общества, с участием воспитанниц Сиротского дома, трех хоров певчих и двух оркестров, всего 180 человек под управлением Н.Ф. Христиановича. А в декабре 1866 года в отчете о состоянии Ярославского женского училища 1-го разряда отмечено, что в нем музыку преподают ганноверский подданный г. Ритмюллер и ученица Н.Ф. Христиановича Воскресенская. Позже, то есть, в начале марта 1891 года, Мусина-Пушкина открыла в Ярославле постоянную музыкальную школу с шестигодичным курсом (три класса, в каждом по два года) на платной основе (плата от 50 до 115 рублей в год, смотря по классу).

Есть многочисленные свидетельства, что практически во всех ярославских учебных заведениях преподавалось пение, которое, в основном, было ориентировано на церковную практику. Так, ученики мужской гимназии по праздникам пели в Воскресенской церкви, а хор домовой церкви ярославского Дома призрения ближнего, регентом которого был Ф.И. Нарцызов, даже соперничал с архиерейским хором, получив прозвание «губернаторского», причем хор этот нередко приглашали и на домашние концерты.

Официальные власти со вниманием относились к деятельности всех учебных заведений. Известно, что во время пребывания Ярославля царствующие особы обязательно посещали какие-либо из них, например, в ноябре 1831 года в Ярославское высших наук училище заезжал Николай I, а в 1834 году он же присутствовал на открытии реорганизованного Камерального лицея и еще раз побывал здесь в 1841 году. В августе 1850 года Великий князь Николай Николаевич и Михаил Николаевич посетили Детский приют, Демидовский лицей, Гимназию и др. Напомним, что попечителем Училища девиц духовного звания являлась цесаревна и Великая княгиня Мария Александровна, которая навестила его воспитанниц в сентябре 1851 года.

О том, что в Ярославле происходило интенсивное становление светской музыкальной среды, можно судить хотя бы по тому факту, к концу 1843 года в городе работали два фортепианных мастера, один из которых Александр Фишер, имевший жительство на Власьевской улице в доме г. Пехотина, к этому времени «против прежнего свое заведение увеличил» и просил покупателей, что «если кому нужны, то находятся в готовности новые собственной работы 7-ми октавные форт[епианы], а также и подержанные разных цен». Другой фортепианный мастер, прибывший из Санкт-Петербурга и квартировавший в доме мещанина Соколова, во второй части Рождественской улицы, Егор Янсон «по заказу может делать новые рояли и фортепианы с лучшим механизмом, также чинить и настраивать» [13]. Наконец, в марте 1895 года появляется объявление, что у владельца книжно-музыкального магазина А.Т. Наумова, являвшегося в Ярославле представителем фабрик Я. Беккер, К. Гетце и Ф. Мюльбах, можно купить или взять в прокат рояли и пианино.

В 1850 году ЯГВ писали, что «город с каждым днем становится все живее и занимательнее». В Фомино воскресенье с террасы набережной разносились по Волге стройные звуки Карабинерского оркестра, а в промежутки отдыха музыкантов раздавались звучные тысячеголосные хоры веселых пловцов, аккомпанируемые бубнами, тарелками и пастушеской свирелью. Одновременно в Загородном саду два оркестра и два хора военных песенников пели солдатские, простонародные и другие песни, «со всеми обычными принадлежностями солдатского веселья». Примечателен также большой концерт ярославских любителей музыки в пользу Сиротского дома и Ольгинского детского приюта, состоявшийся в декабре 1852 года, в котором приняли участие граф Е.М. Борх, вице-губернатор Н.П. Мезенцов, губернский прокурор Ф.С. Унковский, капельмейстер 3-го Карабинерского полка В.Ф. Гуссак, Е.Е. Мусина-Пушкина и другие. Даже эти два примера свидетельствуют о набирающей силу общественной музыкальной жизни Ярославля, которая к 1890-м годам становится важнейшей составной частью культуры города, проявляясь, в частности, в виде народных гуляний. В мае 1894 года «Ярославские губернские вести» печатают объявление: «…в саду при Казанском бульваре для открытия летнего сезона имеет быть народное гулянье и концерт известного в России русско-малороссийского хора в составе 20 человек под дирижированием Д.Е. Кузнецова с участием певца Д.И. Горчакова, известно балалаечника, певца комических песен г. Веселовского и первых малороссийских танцоров гг. Степаненко и Силан». Неизменными участниками публичных концертов становятся оркестры военной музыки. В 1890-е годы в программах гуляний значатся четыре оркестра – 9-го Сибирского (дирижер Банович), 10-го Малороссийского (дирижер Дишман), 11-го Гренадерского Фанагорейского (Фурман) и 12-го Астраханского полков.

Созданию «музыкальной атмосферы» в городе, стимулировавшей становление системы музыкального образования, способствовали музыкальные спектакли, как местных театральных трупп, так и приезжих артистов. В зале Дома призрения ближнего и в помещении арендованного у купца Сорокина особняка, начиная с 1813 и до начала 1830-х годов, труппа крепостного театра Д.М. Урусова представила, в частности,  следующие музыкальные спектакли: оперу-буффа в 2-х действиях «Осмеянный скупец» (муз. А. Саккини, текст А. Андреи, пер. с ит. И.А. Дмитревского), комические оперы «Несчастье от кареты» (муз. В.А. Пашкевича, либретто Я.Б. Княжнина), «Мельник – колдун, обманщик и сват» (муз. М.М. Соколовского, текст А.О. Аблесимова), «Сбитенщик» (муз. А. Булландта, либретто Я.Б. Княжнина), «драму с голосами» «Розана и Любим» (муз. М.Ф. Керцелли, текст Н.П. Николева), оперу «Дезертир» (П.А. Монсиньи). В городском театре Ярославля, например, начинала свой путь выдающаяся русская актриса Л. П. Никулина–Косицкая (1843–1846 годы), которая дебютировала в дивертисменте [14], исполнив русскую песню «Вечерком румяну зорю...». Столичный журнал «Репертуар и Пантеон театров» за 1846 год, отмечая красивый голос актрисы, писал: «Русские песни она поет так, как дай бог слышать подобное пение и посетителям столичных театров. Она исправляет должность примадонны, а потому на нее возлагаются все первые известные роли в операх, например, Агаты в "Фрейшюце”, Надежды в "Аскольдовой могиле”, Камиллы в  "Цампе” и проч.» [15].

 

 

 


 

[1] Трефолев Л.Н. Алексей Петрович Мельгунов // Трефолев Л.Н. Исторические произведения. Ярославль: Верхневолжское изд-во, 1991. – С. 140

 

[2] ЯГВ. – 1860. – Апрель 2, суббота. – № 14. – Ч. н. – С. 106.

 

[3] Головщиков К.Д. Павел Григорьевич Демидов и История основанного им в Ярославле училища (1803–1886). Ярославль: Тип. Г.В. Фалька, Духовская ул., собственный дом, 1887. – С. 29–30.

 

[4] Императорское Училище правоведения, созданное державной волей Императора Николая I, полностью оправдало свое назначение, в чем он мог убедиться в конце своего царствования. Питомцы училища приняли затем большое участие в разработке и проведении реформ Императора Александра П. До революции выпущено было 2317 воспитанников Училища, из коих 46 стали членами Государственного Совета, 168 сенаторами, занимали видные должности, вплоть до министров, по судебному и административному ведомствам (64 правоведа были губернаторами).

 

[5] Напомним, что отец В.В. Стасова, выдающийся русский архитектор, В.П. Стасов принимал участие в перестройке дома сенатора И.Н. Неплюева для нужд Училища правоведения, основанного принцем П.Г. Ольденбургским.

 

[6] См.: ЯГВ. – 1861. – № 13, неоф. ч.

 

[7] См.: Голицын Ю.Н. Музыкальная деятельность в провинции (Из памятной книги) // Русская сцена. – 1865. – № 4–5.

 

[8] М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Переписка. – М., 1970. – Т. 1. – С. 136–137. Балакирев упоминает музыкальную школу, которую «завел» Христианович и пишет о том, что их взгляды на консерваторское образование в России совпали. Можно предположить, что Христианович вел занятия по собственной программе, которая, по всей видимости, была составлена под влиянием немецкой школы. Так, во время учебы в Училище правоведения Христианович брал уроки игры на фортепиано у замечательного немецкого музыканта, жившего в Петербурге, А.Л. Гензельта (его игру высоко ценил М.А. Балакирев), а в 1856 году (то есть, до приезда в Ярославль), во время пребывания в Германии, Христианович посещал занятия в Лейципгской консерватории.

 

[9] Известно, что летом 1843 года А.Н. Серов посетил Ярославль и оставил записи в путевом дневнике.

 

[10] ЯГВ. – 1895. – № 41. – 22 февраля, среда; ЯГВ. – 1895. – № 59. – 15 марта, среда; ЯГВ. – 1895. – № 64. – 21 марта, вторник.

 

[11] В фондах Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится афиша благотворительного концерта Н.Г. Рубинштейна, который он дал 6 ноября 1847 года в зале Дома Призрения Ближнего в пользу Общества Красного Креста.

 

[12] В 1852 году в Училище девиц духовного звания в Ярославле состоялся первый выпуск – 19 воспитанниц (выпуски через год: 1854 – 2-й – 28 воспитанниц; 1856 – 3-й – 26 воспитанниц; 1858 – 4-й – 28 воспитанниц и т.д. в 1862 – 30 воспитанниц).

 

[13] См.: ЯГВ. – 1843. – № 7. – 12 февраля и № 46. – 12 ноября. 

 

[14] Для дивертисментов, включавших танцы, пение и чтение, в театр приглашался военный оркестр, со специально подготовленной музыкальной программой, составленной из увертюр к операм и танцевальной музыки.

 

[15] Имеются в виду, соответственно, оперы К.М. Вебера, А.Н. Верстовского и Ф. Герольда.