Материалы международной научной конференции (10-11 ноября 2006 г.),

посвященной 160-летию начала педагогической деятельности

К.Д. Ушинского в Ярославле.

Четвертые Алмазовские чтения:

Роль творческой личности

в развитии культуры провинциального города.

- Ярославль: Ремдер, 2007. - С. 153-163.

 

 

И.А Бродова, В.А. Лётин

Усадебная культура в контексте туристических ресурсов Ярославского края

Мы, оглядываясь, видим лишь руины...

И.А. Бродский

Ярославль и Ярославский край в грамотных руках способны не в декларациях, а на деле стать лидерами в сфере туризма, если мы сумеем превратить туризм в действенный инструмент и механизм формирования города и области как современного региона, развивающегося не только на основе промышленного потенциала и выгодного географического положения, но и на базе их интеллектуальных и туристических ресурсов.

Реформы последних деятилетий, разрушив привычные жизненные стереотипы, породили у россиян множество проблем мировоззренческого плана, одной из главных причин которых была утрата многих важнейших уховных ориентиров. Это неизбежно сказалось на сфере туризма, который в сознании большинства людей отражается преимущественно как "развлекательный отдых" - путешествие по всему миру, разнообразие "экстремальных впечатлений. И, конечно же, это еще и отпуск, когда перед гражданами стоит проблема выбора: куда лучше поехать, чтобы действительно там отдохнуть.

В каждой области туризма существуют свои "специфические" проблемы, во многом зависящие от главной цели, на которую ориентируются потенциальные туристы ("клиенты"): развлекательную, рекреационную (восстанавливающую) [1], познавательную, или же цели второстепенные - оздоровительные, лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр. Можно даже утверждать, что выбор цели туристической поездки во многом характеризуют образ жизнедеятельности человека, а его предпочтения нередко определяются "престижностью" того или иного маршрута. Одна нельзя забывать, что туризм испытывает сильное влияние экономика и, следовательно, обладает дуализмом (двойственностью) природы - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.

Как правило, туристическая поездка происходит в достаточно короткие промежутки времени. Длительные путешествия, совмещающие все главные цели, совершаются лишь единицами, что делает этот бизнес невыгодным для туристических фирм. Выгоден для них туризм как массовое явление, получившее свое широкое развитие в современной политико-экономической ситуации, когда люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) имеют ежегодный короткий (в среднем две-три недели) отпуск. В целях отдыха многие из них позволяют себе выделить средства на краткосрочные путешествия, а развитиые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дают вполне доступную возможность посещения каждым из них практически любых уголков мира [2].

В силу того, что традиционно туризм понимается этими "массовыми путешественниками" как способ "развлекательного отдыха", то недостаточно справедливо востребованы такие виы туризма, как познавательные и профессионально-деловые, которые можно объединить в группу так называемого интеллектуального туризма. Участники последнего чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные учреждением, в котором работают. Массовый же туризм основан в большинстве случаев на "стихийной" эксплуатации "лежащих на поверхности" местных туристических ресурсов, приносящей данной местности ощутимый доход, но при этом участники этого процесса мало обеспокоены, как сохранением туристических ресурсов, так и их пополнением.

По всей видимости, не является исключением и Ярославский край. Как известно, в 2010 году Ярославлю исполнится тысяча лет. По человеческим меркам - это огромный исторический период, на протяжении которого ярославцы заявили о себе как талантливые и самобытные люди, подарив России первый русский драматический театр, выдающихся ученых, поэтов, музыкантов, художников, общественных деятелей, оставив потомкам уникальные памятники архитектуры, в том числе усадебную культуру.

Позволим себе формулировку парадоксальной ситуации, касающейся восприятия Ярославля в современном историко-культурном контексте. С одной стороны, мы имеем меняющийся (не будем здесь давать каких-либо оценок о качестве этих изменений) мир, а вместе с ним и облик старинного города. С другой стороны, мы сталкиваемся с традиционным, стабильным восприятием областного центра Ярославского края как элемента туристического маршрута "Золотое кольцо" в сочетании с рядом аналогичных райцентров. Показательным в этом плане является наименование гостинично-ресторанных комплексов, открытых в последнее время в Ярославле - это "Ринг Премьер Отель" и "Волжская жемчужина". Оба названия эксплуатируют ставший уже стереотипом восприятия Ярославля образ города как "Волжской жемчужины Золотого кольца России". Подобного рода положение вещей обедняет и в определенной степени искажает восприятие города, богатого и памятниками истории, и природы, и культуры.

Активизировавшаяся в последнее время деятельность некоторых музеев края, равно как туристических форм, разрабатывающих оригинальные экскурсионные программы и туры, еще более оттеняют сложившуюся ситуацию. Возникающие в области музеи и вместе с ними искусственные "бренды", в большей или меньшей степени остоумные, заслоняют собой настоящее историческое прошлое. Причина тому отсутствие качественной исследовательской базы и, если хотите, школы ярославского краеведения. Неисследованными гибнут буквально на наших глазах целые пласты отечественной культуры. И это притом, что в самом Ярославле, да и в области, регулярно проводятся историко-краеведческие чтения. Их проведение только подчеркивает фрагментарность исследований, а, самое главное, материалы чтений оседают на полках музеев и библиотек, так и не выйдя за пределы "узкого круга единомышленников".

Между тем, даже эти крупицы исследовательских материалов вполне могли бы стать основой такого актуального в европейском пространстве явления как интеллектуальный туризм. Ведь попытки рекреационного туризма, в частности, религиозных паломничеств. в области уже имеются.

Наши предложения в рамках интеллектуального туризма можно условно разделить на три группы. Первая предназначена для любознательных путешественников, не обремененных профессиональными обязанностями, желающих не просто прокатиться в знаменитый город или на экзотический курорт, но и вернеться оттуда с некоторым багажом знаний. Вторая для специалистов, чья профессиональная деятельность время от времени требует личного присутствия на далеких от родного города деловых и обучающих мероприятиях - выставках, конференциях, семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации (возможно, и для студентов дистанционного обучения). Третья группа предложений - это либо обучающие туры, совмещенные с общепознавательными программой, либо отдельные экскурсии по конкретной (заранее оговоренной) тематике. Традиционно первая и вторая группы причисляются к сравнительно дешевым, а третья - к самой дорогой, но это деление весьма приблизительно.

В рамках экскурсионно-познавательных туров, которые назовем "полуинтеллектуальными", туристические фирмы могут предложить автобусные поездки по Ярославской области с остановками в Рыбинске, Тутаеве, Угличе, Переславле, Мышкине, Ростове и т.д. Автобусы - относительно дешевый вид транспорта, и, экономия на дороге, можно уехать дальше и за сравнительно короткий срок увидеть больше достопримечательностей. Посколько для детального осмотра каждого города времени нет, а в автобуме во время переездов его, нооборот, "девать некуда", то маршрут может быть разработан таким образом, что туристы осматривают самое главное, а накануне или после обо всем увиденном им рассказывают подробнее, заполняя "паузы" в пути.

Цены на автобусные туры зависят от протяженности пути, маршрута, программы отдельно взятого тура, но почти всегда они невысоки, правда, дешевизна требует некоторыъ жертв - дорога не всегда конмфортна (переезды часто ночные, а провести подряд несколько ночей в автобусе не всякий сможет) [3].

В качестве ресурсов интеллектуальных туристических маршрутов мы можем выделить, как основные, следующие:

  • личностно-биографические (например, "Великие провинциалы" - выдающиеся деятели прошлого, оставившие свой след в истории Ярославского края);

  • художественно-эстетические (например "Стиль в искусстве: провинциальная версия" - искусствоведческое или культурологическое знакомство с памятниками архитектуры края, как храмового, так и гражданского зодчества - сооржуния классицизма, барочных тенденций, готически, византийских, "псевдорусских вариаций ярославской архитектуры" и др.);

  • исторические (например, "Памятные места Ярославского края в контексте отечественной и мировой истории").  

Последнее направление наиболее разработанное. Из широко известных маршрутов назовем туристические и экскурсионные программы, касающиеся переславского музея "Ботик Петра I"; музея первой женщины-космонавта В.Н. Терешковой, памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны. Однако диапазон маршрутов может быть расширен - это и история Смутного времене, и эпоха петровских преобразований, и Отечественная война 1812-1815 годов и др.

Приъходится еще раз с сожалением констатировать, что разработка данных векторов туристической и, как следствие, экскурсионной деятельности сталкивается с отсутствием фундаментальных научных исследований. Отсутствие должного интереса ученых к историко-краеведческой тематике, обусловленное отчасти традицией "писать историю на столичный лад", делает эти векторы ярославской культурной среды практически неизвестными даже специалистам. не говоря о широких кругах общественности.

Продолжая эту тему, выделим еще одни мощный туристический и экскурсионный ресурс, который касается "Ярославской усадебной культуры". Его особенность заключается  том, что в силу своей специфики, он аккумулирует в себе все три вышеназванных направления интеллектуального туризма, сочетая и личностно-биографическое, и художественно-эстетическое, и историческое.

Судьба Ярославских усадеб приобретает особый смысл на фоне новых законодательных актов, отменяющих мораторий на приватизацию памятников истории и культуры. Приведем фрагмент из статьи Д. Бабиченко [4], в которой он размышляет о проблемах, с которыми уже столкнулись собственники усадеб в Ярославской области: "...в конце июля [2005 года] потомок гнералиссимуса Александра Суворова московский бизнесмен Сергей Леонтьев стал ярославским помещиком, выкупив у Ростовского муниципального округа свое родовое гнездо, являющееся местным памятником истории и культуры. Как говорят специалисты, это первый пример, когда потомок прямых владельцев выкупает загородную собственность предков. Вот только в юридической чистоте сделки у некоторых федеральных чиновников существуют сомнения. Хотя, по словам специалистов, действующий мораторий не распространяется на памятники местного значения, на которые Центр не претендует. Тем не менее, новое "дворянство" возродится в России как класс лишь после того, как все юридические ловушки будут устранены. Иначе слишком велик риск пересмотра итогов дворцовой приватизации.

Возникает также вопрос с определением справедливой цены родовых гнезд. Так, удовольствие стать сладельцем усадьбы, превращенной во времена СССР в пионерский лагерь, обошлось предпринимателю Леонтьеву примерно в 45 тысяч долларов. Имущество к тому же продали в отсутствие какой-либо конкурнеции. Однако возмущаться фактом распродажи "народного" добра за бесценок не стоит - помещиком в современной России быть весьма накладно. "Барину" Леонтьеву выдали охранное обязательство, которое определяет порядок и сроки проведения ремонтно-реставрационных работ, условия доступности памятника для граждан и т.д. Бетонных заборов вокруг усадьбы возводить никто не собирается. Теперь бизнесмену осталось выкупить 4,5 гектара земли еще где-то за 15 тысяч долларов и заняться ремонтом. По оценке владельца только на реставрацию самой усадьбы потребуется около 350 тысяч долларов. Не меньшая сумма уйдет на ландшафтные работы, воссоздание конюшни, псарни, скотного двора. Новый хозяин намерен также завести натуральное хозяйство. Причем не единолично, а в рамках управляющей компании, которая создаст инфраструктуру, способную окупить эксплуатационные расходы усадьбы. Половина барского дома будет восстанавливаться как музей, вторая часть - как гостиница, возможно, с VIP-номерами. Так что о быстром извлечении прибыли говорить не приходиться... У дела, правда, существует не очень приятный моральный аспект. Нередко у дворцовой недвижимости, в свое время конфискованной государством, имеются наследники. Случай с покупкой усадьбы Сергеем Леонтьевым подвтердил, что власти не готовы идти на реституцию, то есть безвозмездное возвращение имущества "старым" русским. У последних даже нет приоритетного права на выкуп своей бывшей собственности. Леонтьеву просто повезло в том, что усадьбу его предков, во-первых, выставили на продажу, а, во-вторых, у покупателя не нашлось соперников".

В том же 2005 году в деревне Тупайцево Большесельского района дотла сгорел старинный особняк, который, по легендам, связан с судьбой крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, супруги графа Шереметева. Событие печальное так как мы могли навсегда потерять это уникальное сооружение, ибо оно не значилось в реестрах исторических и архитектурных памятников. Думаем, что "спасло" особняк то, что к нему прояаляли особый интерес исследователи и любители русской старины, например, в 2003 году его посетил итальянский кинодраматург Тонино Гуэрра. В областной газете "Северный край" вскоре после пожара появилась заметка, в которой отмечалось: "Главная изюминка здания в том, что элементы дворянской усадьбы, предназначенной для праздной жизни, соединяются в нем с рачительной организацией простого жилища. По словам историка И. Зенкиной, экстерьер настолько "рассыпался" на части, что создается впечатление, что они построены в разное время. Но внутренняя обстановка, цельная с точки зрения функциональности, убеждает в обратном. Внешний вид дома простой, но выполнен он из ценных пород дерева: лиственничный сруб с дубовой отделкой.

история связывает этот дом с родом Шереметевых вплоть до революции 1917 года. В советское время он был школой, потом долгие годы ветшал без присмотра. В 2000-м году его приобрел ярославский предприниматель Вадим Соловьев. На восстановление дома в первозданном виде ушло четыре года. Рядом с учадьбой была построена ранее утраченная церковь в честь иконы Федоровской Божьей Матери.

В 2005 году был организован фонд воссоздания усадьбы Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой. Точная ее копия будет отстроена заново в черте Углича на левом берегу Волги. Особняк станет центром этнографического музейного комплекса русской деревни и получит название Жемчугово" [5].

Можно привести еще один пример удачного сохранения усадебной культуры, который приводит М. Мотлохова в "Ярославских новостях", - это Губернаторский сад при Ярославском художественном музее, который был заложен в 1821 году одновременно со строительством дома ярославского генерал-губернатора Безобразова: "Со временем у дома сменилось семнадцать хозяев, каждый из которых старался переделать сад в соответствии со своими вкусами. До конца XIX века он использовался для прогулок губернаторов и их гостей. Аллеи сада служили подъездными путями для конных экипажей, а сам сад был занят хозяйственными постройками.

Для публичного посещения он был открыт только в начале XX века. Позднее он был беспорядочно засажен деревьями и окончательно пришел в запустение в середине века, когда в нем расположился детский парк.

Второе дыхание сад получил только в 1989 году, когда был передан Ярославскому художественному музею. Сад был восстановлен по плану 1860 года, над реконструкцией работали специалисты Московской лесотехнической академии, дизайнеры, сотрудники музея, создавшие неповторимую экспозицию "Скульптура на пленэре", очень удачно вписавшуюся в сад. Таким образом, в сад был внесен элемент новизны при сохранении старинной планировки и принципов организации сада" [6].

На этом фоне трагично выглядит судьба родового имения Никольское-Салтыково, о чем писала Н. Обнорская на страницах журнала "Ярославль многоликий" [7]. Усадьба двух российских фельдмаршалов Петра Семеновича и Ивана Петровича Салтыковых, родившихся на территории ярославской области и похороненных в своем родовом имении, расположена всего лишь в часе езды от Ярославля. Продираясь через заросли бурьяна и крапивы, можно выйти к тому месту, которое, уверены, в любой другой стране было бы отмечено во всех путеводителях и являлось бы предметом особой гордости. Изумленному взору предстает маленькое кладбище, окруженное старыми липами. Если бы не помощь местных жителей, то вряд ли удалось бы обнаружить остатки церкви, в которой находилось фамильное захоронение Салтыковых, - если так можно назвать яму с кирпичной крошкой по краям, находящуюся посреди кладбища.

Внутри ямы - два углубления, выложенные кирпичом, и валяющийся старинный кованый крест - это все, что осталось от склепов, в которых когда-то покоился прах выдающихся русских военачальников и других представителей этой знатной семьи, оставившей заметный след в истории нашей Родины. Достаточно вспомнить, что род бояр Салтыковых известен на Руси с XVI века. В начале XVII столетия они получили в качестве вотчины имение Никольское-Салтыково с близлежащими деревнями в Ярославском уезде. Здесь рождались, жили, растили детей, умирали несколько неполений этого славного рода. Но наиболушую известность Салтыковым, несомненно, выделившее их из многих значных фамилий, принесли во второй половине XVIII века граф петр Семенович Салтыков и граф Иван Петрович Салтыков - отец и сын, два талантливых русских фельдмаршала, гордость русского оружия и полководческой мысли. Старший Салтыков получил фельдмаршальское звание за блестяще выигранную им битву при Кунерсдорфе в 1759 году, после которой прусская армия в беспорядке бежала и впервые в истории нашей страны русские войска вошли в Берлин. Младший Салтыков был пожалован в фельдмаршалы за великолепное камандование русскими войсками в русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Вид, открывавшийся когда-то из барского дома, стоящего на склоне горы, давал прекрасную панорамную перспективу окрестностей на многие километры. Еще в 1708 году Салтыковыми была построена в Никольском церковь, так обезображенная теперь. За усадьбой был разбит прекрасный липовый парк с аллеями. Стройные ряды старых лип до сих пор радует глаз. Но время и наша бесхозяйственность делают свое дело - парк гибнет на глазах. Совхоз, на территории которого находится бывшее имение, до поры до времени поддерживал парк. Сейчас же Никольсоке окончательно заброшено и представляет унылое зрелище. Здания усадьбы не сохранились. Хотя местные жители помнят, как в "синем доме" (так они называли бывший барский особняк по цвету окраски) располагалась загородная дача какого-то детского сада, а позднее размещались приезжавшие на военные сборы солдаты.

Склепы фельдмаршалов салтыковых, похороненных с почестями при всех военных регалиях, с фельмаршальскими жезлами и шпагами, усипанными бриллиантами, с родовыми иконами (на похоронах присктствовал весь цвет ярославской аристократии во главе с губернатором), были варварски разграблены в советское время. Церковь сначала использовали под зернохранилище, а затем разобрали. Из кирпичей церкви сделали сельскую школу и хоздвор.

Вот в таком безрадостном и оскорбительном для памяти Салтыковых, да, впрочем, и для всех нас, виде, находится сейчас м есто, которое по своей значимости должно стать мемориальным, святым для россиян.

В пошехонском селе Вощикове находится дворянское поместье Маркурия Илизаровича Комарова, о судьбе которого посал в 2005 году "Северный край" [8].

Организаторы из отдела туризма при Пошехонской администрации решили организоват маршрут по Вощикову, а перед тем в качестве своеобразной репетиции в 2005 году провели праздник в одной из усадеб - дворянском поместье Комарова. Как известно, Комаров был крупным промышленником, знаменитым благотворительной деятельностью в масштабах всей области: в Рыбинске он участвовал в строительстве авиационной академии. Но главные его заслуги пришлись на Пошехонье - строительство интерната и школы в Вощикове, восстановление приходского храма Ильи Пророка. К сожалению, некогда красивейший старинный особняк полностью прогнил, поэтому его пришлось полностью разрушить, чтобы восстанавливать уже из руин. По документам работы должны быть завершены к 2008 году, но есть сомнения в реалистичности такого прогноза - для реставрации нужны еще пять миллионов рублей. Бюджетных денег не хватило, и в ожидании спонсоров пошхонцы тщательно арзрабатывают маршрут путешествия по Вощикову, кроме того, надеются, что праздник в Вощикове поможет объединить разные ветви Комаровых.

Список туристических ресурсов усадебной культуры может пополнить находящаяся в Переславском районе дворянская усадьба Смоленское, отметившая в 2004 году свой 225-летний юбилей [9]. историю этого памятника культуры можно узнать благодаря сборнику "Усадьба Смоленское. Прошлое и настоящее", материалы которого собирали члены краеведческого кружка школы Смоленского совместно с сотрудниками музея и активистами переславского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Удалось установить, что первыми владельцами усадьбы, одной из самых богатых тогда еще во Владимирской губернии, были помещики Свиньины. Она была построена для ротмистра Петра Свиньина - приближенного Екатерины II, наследника древнего дворянского рода. Есть версия, что такой неблагозвучной фамилией этот дворянский род обязан крестьянам, которые на свой лад переиначили французскую фамилию Совиньи, которую носил сподвижник Петра I. Блестящая военная карьера последнего из Свиньиных, кто владел Смоленским, оборвалась из-за восстания декабристов - после увольнени со службы он находился под надзором полиции и не должен был покидать пределов своей усадьбы. разрешение жить в петербурге Свиньин получил только в 1841 году, очевидно, тогда же и продал Смоленское генералу Викентию Козловскому, герою Кавказской войны, основателю крепости Майкоп. Козловский был так знаменит, что ему посвящали песни и с его именем шли в бой.

В статье Л. Драч "Легенды и были старинной усадьбы", опубликованной в газете "Северный край" в 2004 году [10], приводятся интересные сведения из дальнейшей истории Смоленского. В 1875 году имение выкупило Министерство земледения и организовало в нем знаменитые Успенские фермы. Здесь готовили управляющих для помещичьих усадеб, а также велись селекционные работы по выведению коров ярославской породы. Этот профиль усадьба сохраняла вплоть до 1978 года, когда здесь был открыт первый в России сельскохозяйственный техникум.

Парку, как и усадьбе, тоже более четыреста лет. Ежегодно волонтеры из Москвы и Ярославля разбивают в нем импровизированный лагерь и помогают приводить его в порядок. В парке есть пруд. который, по преданию, рыли французы в 1812 году, дно его выложено камнем. Сейчас он имеет запущенный вид... После революции в домашней церкви были забелены фрески, мозаичный пол покрыт грубыми досками. 

Позже в здании разместилась школа.

По словам специалистов, этот памятник культуры имеет 90-процентный износ и не подлежит рестраврации. Однако местные жители не могут смирться с потерей такого уникального ансамбля. Инициатива жителей была поддержана областным Департаментом культуры и туризма, который в 2005 году выделил на реставрацию усадьбы 150 тысяч рублей.

Добавим к вышесказанному, что сотрудниками Рыбинского художественного музея в течение нескольких лет издаются книги, посвященные наиболее ярким усадьбам Рыбинского района. Но, к сожалению, как туристический и экскурсионный потенциал это усадьбы "не работают".

"Новое" - это не только хорошо забытое (а данном контексте еще и руинированное) старое, поскольку даже те немногочисленные сохранившиеся усадебные ансамбли Ярославского края представляют собой лишь минимально реализованный ресурс. Так, единственный хорошо сохранившийся дворцово-парковый ансамбль усадьбы Карабиха практически не использует потенциал этого памятника истории и культуры, связанный с первыми владельцами и создателями этого архитектурно-паркового комплекса князьями Голицыными. В года советской власти этот период усадьбы, естественно, "исследованию не подлежал". Но и сейчас по уже устоявшейся традиции Карабиха воспринимается скорее как дом семьи Некрасовых, нежели резиденция князей Голицыных. Кончно, ряд мероприятий, предпринимаемых работниками музея, посвящены и Голицыным. Но проведение раз в два года научной конференции, посвященной проблемам изучения, сохранения и музеефикации усадебной культуры и выставки о "ярославском декабристе" Валериане Михайловиче Голицыне (2006 год), явно недостаточно, чтобы как-то изменить "некрасовский" стереотип восприятия этого исторического места.

В научных публикациях одного из авторов данной статьи [11] отражена специфика этого уникального для Ярославского (и не только!) края комплекса, заключающаяся в возможной символической программе этого ансамбля. Она связана с масонским представлением о Творении и постижении мироздания, воплощенном в знаке Древа Жизни / Дерева Сефирот, что ставит эту усадьбу в один ряд с такими известными архитектурно-парковыми комплексами России, как Архангельское, Остафьево, Тригорское, чьи масонские программы уже доказаны, а художественные достоинства неоспоримы. Более того, ярославская усадьба благодаря своей символической программе может быть сопоставлена и с некоторыми зарубежными аналогами, например с ансамблем Розершберри - резиденцией герцога Зюдерманландского, впоследствии короля Швеции Карла XIII.

Но, повторимся еще раз, - комплексного историко-культурного изучения усадеб Ярославского края не проводилось!

Чтобы достигнуть поставленную научно-просветительскую и одновременно патриотически-значимую цель, мы предлагаем программу систематического изучения ярославских усадеб. Данная программа, с одной стороны, призвана помочь будущим владельцам (неважно, это частное лицо или государство) грамотно восстанавливать усадьбы, сохраняя их их "историко-культурную ауру", с другой стороны, предоставить научно обоснованный краеведческий материал для развития туристической деятельности, в том числе, интеллектуального туризма.

При составлении программы учитывался уже имеющийся опыт усадьбоведения. В первую очередь, это деятельность Общества Изучения Русской Усадьбы (ОИРУ), осуществляемая с 1993 года и распространяемая, прежде всего на подмосковный регион. Кроме того, существует ряд научных статей и исследований монографического характера. Применительно к Ярославлю и Ярославскому краю усадебная культура может рассматриваться в историко-краеведческом плане в нескольких возможных аспектах на основе репрезентативной (непосредственно архитектурно-паркового ансамбля усадьбы) и хозяйственной частей, а также основных форм существования искусства в усадьбе (художественные коллекции, библиотеки, театры, оркестры). Наконец, это люди, так или иначе связанные с жизнью усадеб ("строители", их потомки-наследники и "покупатели").

В результате нами было выделено три возможных аспекта изучения ярославских усадеб:

1. Усадьба как историко-архитектурное явление.

2. Бытование усадьбы как художественного образа в культуре.

3. Культура повседневной жизни усадьбы.

Разработка первого аспекта предполагает изучение ситории возникновения феномена усадебной культуры Ярославского края, а также географию усадебного строительства. Для того, чтобы выяснить локализацию и количество сохранившихся и утраченных усадеб, предполагается проведение мониторинга. Результатом деятельности в этом направлении должна стать карта-схема расположения территорий бывших усадеб в пределах современной Ярославской области.

Основу работы над вторым аспектом составляет изучение и типологизация ярославских (городских, в первую очередь) усадеб. Для воссоздания картины усадебной жизни края конца XVIII-начала XIX веков нам представляется существенным установить те роли, которые отводились ярославским усадьбам их владельцами: представительская, культурно-просветительская, хозяйственная (заглазная усадьба).

В связи с хозяйственной, просветительской и меценатской деятельностью владельцев усадеб на территории края, в данном разделе рассматриваем вопросы, связанные с генеалогией ярославских дворянских родов, биографией владельцев усадеб, их роли в создании усадебных ансамблей и художественных коллекций. Так, в поле генеалогических и биографических изысканий должны войти роды кн. Голицыных, кн. Щербатовых, кн. Львовых, гр. Мусиных-Пушкиных, гр. Шереметевых, гр. Салтыковых и др.

Здесь неизбежно обращение к проблемам формирования и истории существования в дворянских усадьбах художественных собраний (декоративно-прикладного искусства, изобразительных искусств), коллекций историко-мемуарного характера (наградных знаков, нумизматики, оружия) и библиотек. Практическая значимость данного раздела заключается, прежде всего, во введении в научный контекст новых документальных материалов источниковедческого характера: архивных и хозяйственных документов, а также документов мемуарного и эпистолярного характера.

Наконец, в третьем аспекте происходит изучение усадьбы "изнутри". Прежде всего, это анализ повседневной усадебной жизни, выявление жизненных приоритетов ее обитателей. В поле научного исследования должны попасть усадебные будни и усадебные праздники. Важно также проследить и дать анализ восприятия уседебного пространства и жизни в усадьбе представителями разных поколений одного рода и представителями разных родов (в случае купли-продажи имения).

В итоге в отечественную науку будет введен целый пласт практически утраченного и неисследованного материала - "Ярославские дворянские усадьбы", а для туристического бизнеса откроется перспектива по разработке уникальных маршрутов интеллектуального туризма, не имеющих аналогов не только в других регионах России, но и за рубежом.

Девять десятых мудрости заключается в том, чтобы быть мудрым вовремя. Если начинать что-то делать очень важное - создать систему интеллектуального туризма в Ярославском крае - то наверняка потребуется выбор единой стратегии в сфере туризма, разработка плана развития отдельных его направлений. Глубина и успешность реализации поставленных задач во многом будет зависеть от того, насколько точно мы увидим ресурсы туризма в Ярославском крае.

 

Примечания:

1. Под рекреацией в данном контексте имеется в виду расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных). Некоторыми исследователями рекреация рассматривается как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории. Добавим, что центр исследований политики национального туризма США разделяет понятия «путешествие», «туризм» и «рекреация, считая, что рекреация – деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени, которая может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т. д.

2. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

3. В качестве альтернативы могут быть предложены туры с ночевками по пути следования, которые стоят несколько дороже, но для этого в области должна существовать система недорогих «дорожных отелей».

4. Бабиченко Д. Дворцы – дворянам // Итоги. – 2005. – № 34.

5. Орлова О. Усадьбу отстроят заново // Северный край. – 2005. – 18 февраля.

6. Мотлохова М. Возрождение старинного сада // Ярославские новости. – 2004. – 23 июля.

7. Обнорская Н. Грустные заметки с места захоронения фельдмаршалов Салтыковых. // Ярославль многоликий. – № 3.

8. Абрамова Е. Так и не познакомились // Северный край. – 2005. – 17 августа.

9. Николаева Л. В память об уникальной судьбе // Северный край. – 2005. – 17 июля.

10. Драч Л. Легенды и были старинной усадьбы // Северный край. – 2004. – 26 июня.

11. Лётин В.А. Место архитектурно-паркового ансамбля усадьбы кн. М.Н. Голицына в Закоторосльном стане близ села Богородицкое Ярославского уезда среди других усадеб княжеского рода Голицыных //  Хозяева и гости усадьбы Вязёмы. Материалы XII Голицынских чтений 22–23 января 2005 года. Большие Вязёмы. 2005. С. 428-437; Он же. Семантика площадки «бельвю» в композиции усадьбы кн. М.Н. Голицына в Закоторосльном стане Ярославского уезда // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. – Ярославль, 2005. – Вып. № 4 (45). – С. 136-142; Он же. Место театра в символической  программе усадьбы князей Голицыных в Богородицком стане под Ярославлем // XVIII  век: театр и кулисы: Сборник научных трудов / Под редакцией Н.Т. Пахсарьян. – М.: МГУ, 2006. – С. 28–35; Он же. Семантика пространства Южного склона холма усадьбы кн. М.Н. Голицына под Ярославлем // Хозяева и гости усадьбы Вязёмы. Материалы XIII Голицынских чтений 21–22 января 2006 года. – М.: «Мелихово», 2006. – С. 290–297.