|
Первые Алмазовские чтения:«Роль творческой личностив развитии культуры провинциального города»Ярославль, 13–15 ноября 2000 годаПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕВступительное словоИ. А. Бродова, ЯрославльН. Н. Алмазов (1864–1918) — видный музыкальный деятель Ярославского краяна рубеже XIX–XX вековПролог1896 год в Ярославской губернии начался как обычно. Афиши пестрели приглашениями на благотворительные детские елки, концерты в пользу недостаточных студентов известного на всю Россию Демидовского юридического лицея. Привлекали внимание заезжие известности и знаменитости, которых вела сюда помимо прочего надежда поживиться за счет богатого волжского купечества. Так анонс в «Ярославских губернских ведомостях», которые в то время регулярно освещали события культурной жизни, гласил: «Сегодня в помещении Общества любителей музыкального и драматического искусств назначен концерт знаменитого юного пианиста и композитора Рауля Кочальского. По сведениям, сообщаемым брошюрою, разосланной при нашей газете для городских подписчиков, юному музыканту всего лишь десять лет, а между тем слава о нем давно уже прошла по Европе как о феноменальном мальчике.И действительно, — лет пять тому назад мне довелось слышать тогда совсем маленького Рауля Кочальского, и он подавал блестящие надежды, являясь истинным феноменом: так умело и серьезно он уже относился к делу, с таким замечательным совершенством исполнял многие весьма трудные пьесы. Что вышло из этого мальчика теперь — это крайне любопытный вопрос, который и должен быть разрешен сегодня пред всеми интересующимися. Что касается столичных газет, то все они отзываются о его концертах с большой похвалой». Продолжали свой сезон губернские театры. Самые крупные из них были в Ярославле и во втором по значимости городе Ярославской губернии — Рыбинске. В Ярославле уже третий сезон городской театр арендовала известный провинциальный антрепренер 3.А. Малиновская. В состав ее труппы входила, что в те времена не было редкостью, оперная певица М.Ф. Звездич, постоянно участвовавшая в дивертисментах» Она исполняя к тому же сцены из опер, к примеру, из «Гальки» Монюшко или же вокальные номера в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» с музыкой П.И. Чайковского, Бессменным капельмейстером театрального оркестра долгие годы был хорошо известный в городе в прошлом — военный музыкант Ф. Э. Фурман. Еще свежи были в памяти ярославцев триумфальные спектакли Пелагеи Стрепетовой, начавшей свои творческий путь на ярославской сцене, а в ярославском театральном мире звучали уже новые замечательные имена» В 1896 году в театральную труппу Городского театра вступил И.М. Москвин. До сих пор в артистической среде бытует легенда, что примерно в это же время неприметным статистом на ярославской сцене начал свой творческий путь Л. В. Собинов. Не менее насыщена была культурная жизнь и в Рыбинске. «Как бойкий провинциальный город, привлекающий в навигационное время ежегодно многие тысячи иногородних лиц, — читаем мы в «Иллюстрированном рыбинском календаря на 1902 год», изданном благодаря инициативе известного рыбинского книготорговца С.Я. Разродного, — Рыбинск, в силу сказанных обстоятельств, издавна изобилует всякого рода местами и заведениями увеселительного характера. В настоящее время здесь существуют два театра, два клуба, литературно-музыкально-драматический кружок, особый певческий хор, а кроме того, в летнее время в Рыбинске почти ежегодно подвизаются цирковые труппы, представления которых смотрится обыкновенно рыбинцами с особой охотой, и посему цирк во многих случаях представляет у нас значительную конкуренцию для театра... — и далее, — ...Кроме постоянных трупп, Рыбинск очень часто посещают разные странствующие артисты, начиная от знаменитостей театрального мира и кончая фокусниками и разными сомнительными личностями. ...В числе множества гастролировавших в те времена в здешнем театре оперных и драматических артистов перебывали и многие их тех, которые впоследствии приобрели громкие имена для всей России и стали в полном смысле слова знаменитостями. Таковые, например, уже покойные ныне — Андреев-Бурлак, Свободин и многие другие, подвизавшиеся некогда на рыбинской сцене, так, например, в последние годы здесь были знаменитые оперные певицы г-жи Мравина и Долина, содержатели хоров г.г. Славянский, Карагеоргиевич и другие». 16 января 1896 года в Рыбинском Зимнем театре, арендуемом Н.Е. Авловым, состоялся первый спектакль товарищества артистов русской оперы под управлением дирижера Н.Н. Алмазова и артиста 3.М. Кателли. Давали популярную в России оперу Бизе «Кармен». В состав труппы входили певцы, имена которых регулярно встречались на афишах в разных российских провинциальных городах и даже в столице — г-жи Казанова, Карниоли, Зандерс, Волина, Стрижева, гг. Ошустович, Горди, Рыжиков, Дороднов и др. К примеру, воронежская пресса в 1893 году писала об одном из них: «Баритон г. Кателли выступил в “Аиде” и “Сельской чести” и был хорошо принят, но затем более уже не пел, хотя это было бы весьма желательно...» В оперных спектаклях в Рыбинске принимали участие хор в составе более 25 человек и оркестр из Москвы, а также был приглашен режиссер Г.Н. Васильев. Примечательно, что парики для исполнителей изготовил ярославец Савинов. Репертуар товарищества был типичен для того времени — оперы русских композиторов «Жизнь за Царя» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Демон» Рубинштейна. Из иностранных авторов предпочтение отдавалось Верди — исполнялись «Трубадур», «Риголетто», «Аида», «Бал-маскарад». 4 февраля артисты завершили свои выступления в Рыбинске бенефисом оперного хора и направились в Ярославль, где их уже с нетерпением ждали. Предваряя гастроли товарищества артистов русской оперы под управлением Алмазова и Кателли, «Ярославские губернские ведомости» от 15 февраля 1896 года писали: «Ярославль не избалован оперными представлениями да и, вообще, пением, — потому понятно, как должна заинтересоваться наша публика предстоящими концертами, на которых товарищество предполагает знакомить ее с выдающимися операми русского и иностранного репертуара. Помимо музыкального интереса, представления товарищества заслуживают внимания и потому еще, что являются общим делом всех участников товарищества и, стало быть, гарантируют добросовестное отношение их к своему делу, что, между прочим, наши читатели и могли заметить по корреспонденциям из Рыбинска, где товарищество с небывалым в этом городе успехом играло довольно продолжительное время, дав много оперных спектаклей и каждый раз собирая полный театр. Этот успех товарищества засвидетельствован не одним нашим корреспондентом, но и другими, помещавшими свои отзывы в московских и петербуржских изданиях». 15 февраля 1896 года в Ярославском городском театре открылись концертные вечера, с хором и оркестром Товарищества оперных артистов под управлением гг. Алмазова и Кателли, причем первый вечер, как писали местные газеты, был посвящен лучшему оперному спектаклю «Фауст». Гастроли шли с успехом. Ярославские губернские ведомости следили за каждым спектаклем, печатая остро критические, но одновременно доброжелательные рецензии. Приведем одну из них (Ярославские губернские ведомости от 20 февраля): «С каждым разом товарищество оперных артистов под управлением гг. Алмазова и Кателли все более завоевывает симпатии ярославской публики, в то же время знакомя ее с новыми дебютантками, выступающими по мере развития репертуара товарищества. В воскресенье в опере “Бал-маскарад” принимали участие, кроме прежних артистов, еще г-жа Макарова и г. Левинов, обладающие и хорошим голосом, и школой. В общем, опера прошла очень хорошо, с полным ансамблем, вызывая неподдельные восторги публики, так что и на этот раз концерт товарищества удался вполне. Оркестр, по обыкновению, играл прекрасно, благодаря талантливому г. Алмазову. Что касается артистов, то мы позволим заметить по их адресу, что буквально они, не исключая женского персонала, по-видимому, очень мало обращают внимание на грим, — а между тем он — одно из важных условий сценического воздействия. Повторяем, товарищество вполне заслуженно пользуется расположением публики, и нет сомнения, что последняя поддержит артистов, которые явились к нам, рискуя такими большими затратами». Или же другая рецензия, свидетельствующая о большом интересе ярославцев к гастролям: «Концерт с пением из оперы “Кармен”, поставленной в пятницу 16 февраля, еще более подтвердил, что товарищество артистов обладает действительно прекрасными силами. “Кармен” прошла не только с полным ансамблем, но безусловно выдвинула на первый план г-жу Зандерс и гг. Кателли и Ошустович. Г-жа Карниолли, по-видимому, была не совсем в голосе, да и понятная робость пред незнакомой публикой, вероятно, несколько мешала дебютантке. Зато вышеназванные артисты заслуживают полной похвалы. У них видны и школа, и умение, и хорошие сценические способности» Публика приветствовала их шумными аплодисментами, вызывая не только после актов, но и за каждую арию, причем г-жа Зандерс и г. Кателли бисировали, также как бисировал и оркестр, который ведется так талантливо г. Алмазовым». Артисты задержались в Ярославле до конца марта и по просьбе публики («по желанию публики», как обычно писалось в афишах) завершили выступления блистательными бенефисами. 31 мая оперное товарищество вернулось в Рыбинск и до конца июня давало спектакли в Летнем саду на городской даче, По ряду неизвестных причин в разгар гастролей Кателли уехал, и в качестве управляющего товариществом остался Алмазов. Состав оперных артистов он существенно обновил. Среди вновь приглашенных был, в частности, Д.Х. Южин, с которым Алмазов, как и с оставшейся в товариществе Е.И. Зандерс, уже работал в Казани и Саратове в течение зимнего сезона 1894–1985 годов в оперной антрепризе Н.В. Унковского. В результате в репертуаре появились новые оперы — «Мазепа» Чайковского, «Сельская честь» Масканьи, «Жидовка» Галеви. Летнее время года откладывало свой отпечаток на «драматургию» представлений — оперы чаще всего шли в сокращенном варианте, в антрактах и после спектаклей для отдыхающей публики устраивались фейерверки, танцы, на открытой эстраде, показывались цирковые номера и даже запускался воздушный шар. Успешные гастроли в Ярославле и Рыбинске в 1896 году, по всей видимости, вызвали у Н. Н» Алмазова желание еще раз приехать в Ярославль с новым товариществом артистов русской оперы. Было объявлено, что концерты (то есть оперные спектакли) начнутся 14 марта 1897 года. Однако съезд сценических деятелей в Москве, проходивший в это же время отодвинул гастроли на более поздний срок. Состав товарищества под управлением Алмазова был скромным по средствам (хор — 4 человека, небольшой оркестр — 20 человек), которые были хороши, скажем, в «Травиате», но «жидковаты» в «Аиде». Тем не менее, спектакли оставляли хорошее впечатление благодаря неплохим солистам и довольно слаженному ансамблю. Как свидетельствует один из рецензентов, «...за всем тем, нужно отдать должную справедливость капельмейстеру г. Алмазову. Не говоря уже о том, что он безукоризненно держит в своих руках дружный ансамбль оркестра совместно с певцами, — для последних он особенно полезный помощник. Он с большим успехом “дает” певцам так называемый “входы” и “выходы” и безукоризненно достигает возможных нюансов в своем оркестре — далеко не сильном как в количественном, так и в качественном смысле». Среди артистов товарищества обращала на себя внимание г-жа Шпигель — недавняя выпускница Училища Московского Филармонического Общества. В июне 1894 года журнал «Артист» поместил довольно подробную информацию о выпускном концерте Училища, где о Шпигель писали, что «это очень музыкальная, способная в техническом отношении сильно подвинутая ученица с голосом (сопрано) приятным и легким, но не сильным и, как будто, может быть, временно утомленным». Молодая певица выступала в ансамбле вместе с другим выпускником Училища — ярославцем Собиновым, который помимо этого исполнил в концерте каватину Князя из «Русалки» Даргомыжского и серенаду Арлекина из «Паяцев» Леонкавалло. О Собинове же писали как об обладателе приятного, хотя не очень сильного тенора, имеющем все данные «чтобы сделаться певцом: он умно, просто и естественно, без вычур фразирует, дает верное настроение исполняемому, вообще способный человек». Для нас особенно важно, что молодые выпускники Филармонического Училища были неплохо обучены основам сценического мастерства. «Картина из “Фрейшютца” удалась, — продолжал рецензент, — ...г-жа Шпигель (Анхен) пела и играла положительно даровито... Она бесспорно имеет сценические способности. А как, между тем, пела она в спектакле комическую песенку Анхен? На протяжении песенки все движения были очень просты, естественны, вполне вытекали из характера изображаемого лица, лишенного какого бы то ни было оперного героизма и пафоса. Таких движений заучить нельзя, они не были придуманы, а делались сами собой. Но вот песенка подошла к своей последней ноте, и вдруг, неожиданно, рука г-жи Шпигель делает некоторое подобие мотиновского “giuro”, то есть вскидывается вверх для рутинейшего общеоперного заключительного жеста, очевидно, заученного, или по собственной оплошности, в подражание большинства рутинных певиц и певцов, или, чего мы и допустить не желаем, по приказанию учителя». Не случайно пришлось подробно остановиться на вышеприведенной рецензии, так как выбор певцов такого плана характеризует руководителя товарищества Н.Н. Алмазова. Не случайно и то, что перед приездом в Ярославль товарищество задержалось в Москве. По всей видимости, Алмазов присутствовал на съезде театральных деятелей. Положения, выработанные на съезде в ходе продолжительных дискуссий, стали, как свидетельствуют документы, основой для его последующей деятельности. В товариществе Алмазова, посетившем Ярославль в 1897 году, были и молодые, и опытные артисты, к примеру, замечательная исполнительница Амнерис из «Аиды» Верди г-жа Руджиери, которая завоевала симпатии ярославской публики еще во время гастролей 1896 года, или же г-жа Домелли (сценический псевдоним Веры Владимировны Домелунцхен), дебютировавшая в 1884 году в партии Джильды в Мариинском театре, а в начале 90-х годов успешно выступавшая в Итальянской опере на сцене Московской частной оперы. К слову сказать, некоторое время спустя, а именно в 1904 году, после блистательных гастролей во многих городах Европы и Америки, где пришлось ей выступать с замечательными певцами, в их числе блистательная А. Патти, Домелли приехала в Нижний Новгород, чтобы создать там вокальную школу. Казалось бы, все должно было способствовать успеху. Однако оперное товарищество под управлением Алмазова вскоре распалось, артисты разъехались, но, иронизировали местные газеты, забыли взять с собою едва ли не «лучших персонажей» исполняемых опер — хор и оркестр. Капельмейстер Н.Н. Алмазов был среди тех, кто остался в Ярославле. Осенью 1897 года появились афиши концертов, в которых музыкант предстал перед ярославцами в новом качестве. «Наша публика уже достаточно хорошо знакома с талантами г. Н.Н. Алмазова, — писали «Ярославские губернские ведомости», — и имя его ручается за то, что предстоящий концерт будет во всех отношениях интересным. Талантливый дирижер и выдающийся музыкант и учитель музыки г. Алмазов приложит, конечно, все силы, чтобы зарекомендовать себя и хорошим организатором». Оказывается, что Алмазов половину сбора с концерта предполагал пожертвовать на учреждение народной библиотеки. Кроме того, он не предполагал ограничиться одним выступлением, а выказал желание давать подобные концерты в течение сезона. Памятным для ярославцев было выступление Алмазова на вечере, посвященном 25-летию со дня смерти Н. А. Некрасова (декабрь 1902 года). Концерт проводило Ярославское Общество любителей музыкального и драматического искусств. «Ярославские губернские ведомости» восторженно писали: «В лице Н.Н. Алмазова мы имеем не только опытного, но и теоретически готового музыканта и композитора. Его пролог для хора и оркестра “Русь” и романс “Прости” — оставили в слушателях самое выгодное впечатление о композиторе. Остается пожелать, чтобы его энергия и музыкальное дарование нашли в окружающей его среде необходимую симпатию и поддержку, при отсутствии которых всякий талант, всякое искусство может заглохнуть». Выступления Алмазова, будучи для Ярославля событием незаурядным, привлекли внимание Начальника губернии Б.В. Штюрмера. Поддержку губернатора Алмазов ощущал во всех последующих начинаниях, ибо не собирался ограничивать себя только концертной деятельностью. В самом начале своего пребывания в Ярославле он сообщив через прессу приятное для ярославцев известие, что намерен учредить в городе постоянную школу музыки, о чем следует сказать более подробно. Частная музыкальная школа Н.Н. Алмазова1 сентября 1899 года в Ярославле открылось специальное учебное заведение, которое получило называние «Частная музыкальная школа Н. Н. Алмазова». «Ярославские губернские ведомости» сразу же откликнулись на это событие большой статьей, где говорилось, что «музыкальная школа учреждена исключительно по частной инициативе, поддержанной лицами, сочувственно отнесшихся к этому начинанию». Среди них — А. П. Аксаков, в то время Председатель правления Ярославского общества поощрения труда и разумного отдыха «Парус», основанного в январе того же года, Как член Правления Общества, Н.Н. Алмазов был одним из активнейших его деятелей. Хор и оркестр, по словам современников, «умело составленные известным нам, ярославцам, знатоком этого дела Н.Н. Алмазовым», на состоявшемся 16 марта 1899 года первом музыкальном вечере общества «Парус» пользовались значительным успехом. Согласно отзыву в Ярославских губернских ведомостях, некоторые пьесы по желанию многочисленной публики были повторены, а Алмазова несколько раз вызывали, награждая шумными аплодисментами. На этом же вечере прозвучал в исполнении хора (более 60 человек) гимн общества «Парус» композитора Н.Н. Алмазова. Завоевав авторитет у просвещенной ярославской публики как талантливый дирижер, исполнитель и учитель музыки, он приступил к организации постоянной школы музыки. Алмазов считал, что музыка, служа разумным занятием, имеет огромное воспитательное значение, возвышая духовно-нравственное состояние человека и доставляя ему эстетическое удовольствие. По этой причине необходимо было довести музыкальное искусство до современного его понимания, что возможно не во временной, а в постоянной школе. 8 августа 1898 года Министерство Внутренних Дел утвердило Устав музыкальной школы Н. Н, Алмазова в г. Ярославле. В ней предполагалось изучение следующих предметов: фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас, пение хоровое и сольное, теория музыки, музыкальное сольфеджио и класс совместной игры. Обучающиеся делились на две группы: специалистов и не специалистов. Курс преподавания в школе был рассчитан на пять лет. Умеренная плата за обучение производилась по полугодиям вперед. Учредитель школы по своему усмотрению мог освобождать нуждающихся учеников от платы за обучение. Для всех обязательным предметом был хор, программа которого соответствовала программе придворной певческой капеллы, поэтому желающие могли получить звание регента. Для начинающих давались подготовительные уроки. Остальные занимались по особой программе, построенной по степени трудности и учитывающей лучшее из современной музыкальной педагогики, в том числе опыт Санкт-Петербургской, Московской, Парижской и Лейпцигской консерваторий. В конце полного курса обучения предполагались выпускные экзамены с профессурой консерватории и последующей выдачей свидетельства об окончании школы. На протяжении всего обучения планировалось проведение ежемесячных ученических исполнительных вечеров, на которых должны были присутствовать ученики школы, а из посторонних — только родители и специально приглашенные лица. В воскресенье 31 октября 1899 года в частной музыкальной школе состоялся первый подобный ученический музыкальный вечер. Н. Н. Алмазов, получивший образование в Пражской консерватории (по некоторым данным Московской консерватории), прекрасно понимал, что не в средствах школы доводить учеников до виртуозов, но порядочных исполнителей, людей, понимающих искусство, способных радовать других, музыкальная школа подготовить может. По его замыслу, успехи в работе школы дадут возможность преобразовать ее в Ярославское музыкальное училище. Материальные сложности, возникшие при налаживании нормального учебного процесса, вынудили Алмазова основать фонд (за счет платных музыкальных вечеров, концертов, оперных спектаклей), который должен был находиться в ведении почетного лица из местного общества, так как его помощь и влияние могли поддержать авторитет школы. Открытие в 1904 году в Ярославле, возможно, не без содействия самого Алмазова, отделения Императорского русского музыкального обществам и музыкальных классов при нем, дали ему возможность осуществить давнюю мечту — создать в Ярославле постоянно действующей оперную труппу и построить для нее здание музыкального театра.
Ярославское Хоровое Общество и Новый (Общедоступный) театрВ конце 1899 года возникла мысль об организации в Ярославле хорового общества. Мысль, встретив сочувствие, скоро перешла в дело — 20 июня 1900 года Министерство Внутренних дел утвердило устав Ярославского Хорового Общества, а в октябре последовало принятие данного устава на общем собрании членов Общества, костяк которого, по всей видимости, составили учащиеся музыкальной школы. Было организовано Правление, избран дирижером хора заведующий музыкальной школой Н.Н. Алмазов, явилось не мало желающих участвовать в хоре, начались репетиции. После двух, трех репетиций новому Обществу стало очевидным, что необходимо попытаться организовать оркестр любителей. Попытка удалась, нашлись желающие участвовать и в оркестре. 11 декабря того же года в зале Городской Думы состоялось первое исполнительное собрание Общества под управлением Н.Н. Алмазова, посвященное памяти Михаила Ивановича Глинки при участии солистов В.Н. Коврайской (сопрано), В.Н. Дашковой (контральто). В.Р. Каатца (тенор), Н.Н. Калинина (тенор), Н.М. Носкова (баритон), С.Я. Каплана (бас), хора и оркестра Общества. По традиции в начале концерта торжественно прозвучал гимн «Боже, Царя храни», а затем были исполнены романсы и сцены из опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за Царя» великого русского композитора. Член Общества Н.Г. Высотский (в то время ректор мужской гимназии) писал в «Русской музыкальной газете»: «Успех концерта превзошел общие ожидания. Особенно удались хор первого акта “В бурю во грозу”, польский хор второго акта “Бог войны” и ария контральто с хором “Бедный конь в поле пал”. Публика, наполнившая залу, горячо приветствовала и исполнителей, и, особенно, даровитого дирижера Алмазова, которым этим первым концертом дал блестящее доказательство, чего можно даже за короткое время достигнуть знанием дела, энергией и истинною любовью к музыке. Первое исполнительное собрание хорового общества произвело сильное впечатление: все как будто проснулись, оживились, почувствовали, что новое хоровое общество может сослужить хорошую службу, пойдя на встречу явившейся потребности в серьезной музыке. Сделан хороший почин, и можно от души пожелать, чтобы Ярославское хоровое общество, при дружной поддержке городского населения, шло твердо к цели поднять музыкальное дело в Ярославле». 8 сентября 1901 года в зале Городской Думы был отслужен благодарственный молебен, по случаю годовщины Ярославского Хорового Общества, в присутствии его членов и приглашенных гостей, среди которых находились Начальник губернии Б.В. Штюрмер и вице-губернатор А.С. Блохин. За молебном очень стройно пел хор Общества, после чего на общем собрании под председательством Штюрмера был доложен и утвержден годовой отчет. За короткий период своего существования солисты, хор и оркестр любителей Ярославского Хорового Общества успешно провели несколько исполнительных собраний с участием приглашенных из Москвы оперных артистов, камерные концерты в зале Городской Думы, к примеру, программа одного из них включала песни разных народов. В этом же году Алмазов получил разрешение на расширение своей деятельности, которая состояла в учреждении в Ярославле бесплатных классов пения, имеющих целью дать возможность всем желающим, преимущественно детям, изучать хоровое пение. В классы принимались лица всех сословий, пола и возраста, причем женщины обучались отдельно от мужчин, а малолетние от взрослых. Бесплатной школе было предоставлено помещение в новом здании Ярославской мужской гимназии. Через год Совет Старейшин Хорового общества во главе с Н. Н. Алмазовым на основании утвержденного Правительством устава и полученного разрешении на открытие повсеместно в Ярославской губернии отделений Общества и при них бесплатных хоровых классов намеревался безотлагательно приступить к организации таковых. Важным направлением в деятельности Хорового Общества было приобщение ярославской публики к оперному театру. Так, на сезон 1901/1902 годов Совет Старшин наметил подготовить исполнительное собрание памяти А. П. Бородина, а также поставить оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна и «Русалку» А.С. Даргомыжского в Городском театре с приглашением Л.В. Собинова, Ф.И. Шаляпина и П.А. Хохлова. Еще свежи были в памяти Алмазова напутствия, которые в 1897 году прозвучали на первом съезде театральных деятелей России. Стоит их воспроизвести, так как они до настоящего времени не потеряли своей актуальности. В целом съезд признавал, что современное положение русского оперного дела в России не удовлетворяло истинным художественным требованиям. Процветанию русской оперы в России могли служить только даровитые и подготовленные для этого люди без различия национальностей и вероисповедания. Оканчивающие музыкальные и вокальные курсы в консерваториях, музыкальных училищах и у частных преподавателей в силу самой программы, не имели возможности вступать в частные оперные труппы опытными в сценическом отношении, чтобы нести известный репертуар. В виду этого высказывалось желание, чтобы в крупных театральных центрах были устроены театры для молодых сил под управлением наиболее опытных и компетентных лиц и учреждений, где бы устраивались оперные спектакли. Наконец, существование русской оперы в провинциальных городах без материальной поддержки со стороны городских учреждений чрезвычайно затруднено в виду необходимости больших затрат на оркестры, хоры, костюмы, партитуры и т. п. Подводя итоги, съезд обратился к Русскому Театральному Обществу с ходатайством войти в согласование с композиторами и издателями для возможного облегчения в этом отношении оперных предпринимателей, В виду трудности пользоваться хорошо сыгравшимся оркестром и спевшимся хором, высказывалось желание, чтобы городские управления или филиальные отделения Императорского Музыкального Общества создавали постоянные оркестры, или, по крайней мере, кадры и, по возможности, хоры, которыми оперные предприниматели могли бы пользоваться за определенное вознаграждение. Становится понятным, почему каждый новый шаг давался членам Ярославского Хорового Общества ценой огромных усилий. В рецензии на очередное исполнительное собрание, помещенной в газете «Северный край» за 1902 год, ее автор, пожелавший остаться неизвестным, заметил: «Нам не знакомы детали внутренней жизни ярославского хорового общества и мы являемся только свидетелями его деятельности, так сказать, в конечных ее результатах, но тем не менее ясно представляем себе ту массу упорного труда и энергии, которые положены членами общества, для достижения блестящих результатов, свидетелями которых была ярославская публика во вторник, 26 марта, при постановке оперы “Русалка”. Смело можно утверждать, что спектакль доказал полную зрелость ярославского хорового общества, и что оно уже прожило трудную стадию внутренней организации, вступив на путь свободной художественной деятельности. Всякий, кто знаком с затруднениями, встречающимися при различных организациях, кто знает от каких часто вздорных причин, эти организации исчезают без следа, сколько надо любви к делу, громадной энергии и такта со стороны руководителей, чтобы сделать организацию жизнеспособной и деятельной особенно в таком неподвижном в общественной жизни городе, каким является Ярославль, тот поймет ту искреннюю и горячую похвалу, которую мы выражаем, как членам общества, так и главным образом руководителю общества Н.Н. Алмазову... К сожалению, — продолжает автор рецензии, — надо отметить, что в партере было довольно много пустых мест и, вероятно, расчеты распорядителей несколько не оправдались, Причина неполного сбора, конечно, лежит в том, что ярославская публика не привыкла платить дорого за зрелища» Значительное превышение цен на места в театре было вызвано не только постановкой оперы, но и желанием собрать некоторую сумму на учреждение в Ярославле бесплатных хоровых классов». Конечно, материальная необеспеченность в значительной степени мешала осуществлению творческих планов, тем не менее, члены Общества вопреки сложившимся обстоятельствам продолжали свою благородную деятельность. После настойчивых просьб Совета Старейшин Общество получило разрешение Городской Думы регулярно устраивать общедоступные народные концерты и оперные спектакли в здании Городской читальни у Вознесенских прудков. Здание читальни было не приспособлено для этих целей, поэтому Городской Архитектор А. А. Никифоров по поручению Думы предложил проект его реконструкции. За ходом работ внимательно следил Ярославский Городской голова И. А. Вахромеев. 7 февраля 1903 года он пригласил специальную строительную комиссию «для освидетельствования работ по приспособлению читальни для народных музыкальных и драматических спектаклей». На ремонт читальни было израсходовано 2294 р. 28 к., не считая частных пожертвований, например, К.М. Иваньшин внес 700 р. для «крайне симпатичного Общества», а И.Н. Дунаев выделил 500 рублей на нужды устраиваемого Ярославским хоровым обществом народного театра — на доступные для народа цены. Сезон 1902/1903 годов стал кульминационным в первые годы становления Ярославского Хорового Общества, В здании Городской читальни регулярно давались концерты и народные спектакли — оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Мазепа» П.И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского, номера из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» под управлением Н.Н. Алмазова. Начали работать театральные мастерские, спектакли ставились в костюмах собственного изготовления. Следующий сезон (1903/1904 годы) начался 22 августа с концерта, в котором приняли участии оперные артисты из Москвы — М.Р. Бруно, Е.О. Вальтер, П.И. Галактионов, Н.Ф. Николаев, С.И. Ефимов. 28 сентября состоялось знаменательное в этом сезоне 14-е исполнительное собрание Ярославского Хорового Общества, когда под управлением Н.Н. Алмазова была представлена полная опера М.И. Глинки «Жизнь за Царя», с балетными сценами, под оркестр военной музыки Романовского батальона. Хор Общества состоял тогда из 50 человек. Некоторые исполнительные собрания Ярославского Хорового Общества носили благотворительный характер. Чаще всего устраивались исполнительные собрания в пользу недостаточных учащихся высших учебных заведений города Москвы и Петербурга — бывших воспитанников Ярославской гимназии, в котором приняли участие не только артисты Хорового Общества, но и московские гастролеры. В конце 1904 года Алмазов решил арендовать Ярославский и Рыбинский Городские театры для осуществления профессиональных оперных и драматических спектаклей. Такой опыт уже существовал в антрепренерской практике, например, в 1892 году Товарищество русских оперных артистов под управлением Н.В. Унковского с участием при этом товариществе драматической труппы А.М. Горина-Горяйнова поочередно играли оперные и драматические спектакли в Казани и Саратове. Ярославская Городская Дума дала согласие на подобный эксперимент. Уже были составлены документы на Алмазова, чтобы направить их в театральное агентство Е.К. Рассохиной, но в самый последний момент нашлись противники создания музыкально-драматической труппы на базе театров Ярославля и Рыбинска. Последние считали, что такая двойственность может неблагоприятно отразиться на постановке дела. Сторонники Алмазова, наоборот, считали, что антреприза г-жи Малиновской была одною из неудачных, между тем, организованные г. Алмазовым оперные спектакли шли весьма успешно и вызывали общее одобрение от посещающих их, несмотря на тесноту и на не отвечающие этой цели помещение народной читальни. Противостояние нарастало. Была втянута в полемику не только местная, но и столичная пресса, которые не скрывали этой преднамеренной травли музыканта. Алмазов не выдержал неприкрытой агрессивности довольно авторитетных ярославцев. Он написал на имя Городского Головы И.А. Вахрамеева заявление, в котором подробно объяснил причины отказа от аренды театров, а затем покинул Ярославль, Как оказалось, почти на четыре года. Вполне возможно, что оставшиеся члены Ярославского Хорового Общества не теряли с Алмазовым связи. Они приняли новый устав (утвержден МВД 6 октября 1904 года), согласно которому Хоровое Общество стало именоваться «Ярославское Общество пения». В 1907 году Ярославским Обществом пения, все более и более склонявшимся к профессиональной деятельности, был построен Общедоступный, или Новый театр, где начали ставиться не только музыкальные, но и драматические спектакли. Как пишет Н.М. Север, в Новом театре «порою были хорошие актерские составы и часто выступали, как гастролеры, крупные артисты — М.В. Дальский, братья Роберт и Рафаил Адельгеймы и др.» Возвратившись в 1908 году в Ярославль, Н.Н. Алмазов проработал (с небольшими перерывами) в Общедоступном театре в качестве заведующего музыкально-сценической частью до 1912 года. В этот период на сцене театра шли многочисленные русские и зарубежные оперы — «Жизнь за Царя» М.И. Глинки, «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского, «Дубровский» Э.Ф. Направника, «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички» П.И. Чайковского, «Елка» В.И. Ребикова, «Сын Мандарина» Ц. Кюи, «Фауст» Ш. Гуно (спектакль памяти основателя первого русского театра Ф.Г. Волкова), «Жидовка» («Дочь кардинала») Ж. Галеви, «Кармен» Ж. Бизе, «Лакмэ» Л. Делиба, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Тоска» Дж, Пуччини, «Травиата» Дж, Верди, а также популярные оперетты «Маскотта» (в русской редакции «Красное солнышко») Э. Одрана, «Гейша» С. Джонса, «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Веселая вдова» и «Граф Люксембург» Ф. Легара, «Ночь любви» В.П. Валентинова и др. В эти же годы (с 1908 по 1912) афиши исполнительных собраний Общества пения пестрели фамилиями крупных антрепренеров (Н.А. Орлин, А.Н. Сотников, В.М. Сокольский, П.П. Гайдебуров, А.А. Вивьен и др.), именами известных оперных и драматических артистов, среди которых встречались и ярославцы, например, баритон А.К. Минеев, впоследствии успешно выступавший на столичной сцене. Таким образом, Ярославское Хоровое Общество (Ярославское Общество пения) подарило ярославцам не только незабываемые музыкальные впечатления (об этом пишет в своих воспоминаниях певец-любитель — один из солистов Общества — С.В. Дмитриев), но и подготовило почву для последующего развития профессиональной музыкальной культуры Ярославля. К сожалению, нам неизвестна дальнейшая судьба Н.Н. Алмазова. И все же можно утверждать, что довольно длительное пребывание яркого музыканта в Ярославле, дало прекрасные результаты: учреждение первой частной музыкальной школы, организация первого Ярославского хорового общества, активное участие в работе его преемника Ярославского общества пения, создание Нового (Общедоступного) театра, давшего возможность ярославцам более десяти лет регулярно смотреть и слушать шедевры мировой оперной классики. По этой причине деятельность Н.Н. Алмазова, совпавшая по времени с общим духовным подъемом в России, может рассматриваться как важный вклад в развитие музыкальной культуры Ярославского края.
P.S. С момента написания этой статьи удалось продвинуться дальше в исследовании творчества Н.Н. Алмазова. Удалось найти его родных и установить год и место смерти — 1918, Пермь. Драматически сложилась судьба Нового (Общедоступного) театра — он сгорел во время мятежа 1918 года (по времени это совпало со смертью Н.Н. Алмазова) Удалось установить, что в Ярославле Н.Н. Алмазова женился на дочери губернского казначея |