Первые Алмазовские чтения:
«Роль творческой личности
в развитии культуры провинциального города»
Ярославль, 13–15 ноября 2000 года
 
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Вступительное слово  
                   И. А. Бродова, Ярославль
Н. Н. Алмазов (1864–1918) — видный музыкальный дея­тель Ярославского края 
на рубеже XIX–XX веков
 
Пролог
1896 год в Ярославской губернии начался как обычно. Афиши пестрели приглашениями на благотворительные дет­ские елки, концерты в пользу недостаточных студентов из­вестного на всю Россию Демидовского юридического лицея. Привлекали внимание заезжие известности и знаменитости, которых вела сюда помимо прочего надежда поживиться за счет богатого волжского купечества. Так анонс в «Ярославс­ких губернских ведомостях», которые в то время регулярно освещали события культурной жизни, гласил: «Сегодня в по­мещении Общества любителей музыкального и драматичес­кого искусств назначен концерт знаменитого юного пианис­та и композитора Рауля Кочальского. По сведениям, сооб­щаемым брошюрою, разосланной при нашей газете для го­родских подписчиков, юному музыканту всего лишь десять лет, а между тем слава о нем давно уже прошла по Европе как о феноменальном мальчике. 

И действительно, — лет пять тому назад мне довелось слышать тогда совсем маленького Рауля Кочальского, и он подавал блестящие надежды, явля­ясь истинным феноменом: так умело и серьезно он уже относился к делу, с таким замечательным совершенством исполнял многие весьма трудные пьесы. Что вышло из этого мальчика теперь — это крайне любопытный вопрос, который и должен быть разрешен сегодня пред всеми интересующи­мися. Что касается столичных газет, то все они отзываются о его концертах с большой похвалой».

Продолжали свой сезон губернские театры. Самые круп­ные из них были в Ярославле и во втором по значимости городе Ярославской губернии — Рыбинске. В Ярославле уже третий сезон городской театр арендовала известный про­винциальный антрепренер 3.А. Малиновская. В состав ее труппы входила, что в те времена не было редкостью, опер­ная певица М.Ф. Звездич, постоянно участвовавшая в ди­вертисментах» Она исполняя к тому же сцены из опер, к примеру, из «Гальки» Монюшко или же вокальные номера в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» с му­зыкой П.И. Чайковского, Бессменным капельмейстером театрального оркестра долгие годы был хорошо известный в городе в прошлом — военный музыкант Ф. Э. Фурман.

Еще свежи были в памяти ярославцев триумфальные спек­такли Пелагеи Стрепетовой, начавшей свои творческий путь на ярославской сцене, а в ярославском театральном мире звучали уже новые замечательные имена» В 1896 году в те­атральную труппу Городского театра вступил И.М. Моск­вин. До сих пор в артистической среде бытует легенда, что примерно в это же время неприметным статистом на ярос­лавской сцене начал свой творческий путь Л. В. Собинов.

Не менее насыщена была культурная жизнь и в Рыбинс­ке. «Как бойкий провинциальный город, привлекающий в на­вигационное время ежегодно многие тысячи иногородних лиц, — читаем мы в «Иллюстрированном рыбинском календаря на 1902 год», изданном благодаря инициативе известного ры­бинского книготорговца С.Я. Разродного, — Рыбинск, в силу сказанных обстоятельств, издавна изобилует всякого рода местами и заведениями увеселительного характера. В на­стоящее время здесь существуют два театра, два клуба, литературно-музыкально-драматический кружок, особый пев­ческий хор, а кроме того, в летнее время в Рыбинске почти ежегодно подвизаются цирковые труппы, представления ко­торых смотрится обыкновенно рыбинцами с особой охотой, и посему цирк во многих случаях представляет у нас значи­тельную конкуренцию для театра... — и далее, — ...Кроме постоянных трупп, Рыбинск очень часто посещают разные странствующие артисты, начиная от знаменитостей театрального мира и кончая фокусниками и разными сомнительными личностями. ...В числе множества гастролировавших в те времена в здешнем театре оперных и драматических артис­тов перебывали и многие их тех, которые впоследствии при­обрели громкие имена для всей России и стали в полном смысле слова знаменитостями. Таковые, например, уже по­койные ныне — Андреев-Бурлак, Свободин и многие другие, подвизавшиеся некогда на рыбинской сцене, так, например, в последние годы здесь были знаменитые оперные певицы г-жи Мравина и Долина, содержатели хоров г.г. Славянс­кий, Карагеоргиевич и другие».

16 января 1896 года в Рыбинском Зимнем театре, арен­дуемом Н.Е. Авловым, состоялся первый спектакль товари­щества артистов русской оперы под управлением дирижера Н.Н. Алмазова и артиста 3.М. Кателли. Давали популярную в России оперу Бизе «Кармен». В состав труппы входили певцы, имена которых регулярно встречались на афишах в раз­ных российских провинциальных городах и даже в столице — г-жи Казанова, Карниоли, Зандерс, Волина, Стрижева, гг. Ошустович, Горди, Рыжиков, Дороднов и др. К примеру, воронежская пресса в 1893 году писала об одном из них: «Баритон г. Кателли выступил в “Аиде” и “Сельской чести” и был хорошо принят, но затем более уже не пел, хотя это было бы весьма желательно...»

В оперных спектаклях в Рыбинске принимали участие хор в составе более 25 человек и оркестр из Москвы, а также был приглашен режиссер Г.Н. Васильев. Примечательно, что парики для исполнителей изготовил ярославец Савинов.

Репертуар товарищества был типичен для того времени — оперы русских композиторов «Жизнь за Царя» Глинки, «Ру­салка» Даргомыжского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Де­мон» Рубинштейна. Из иностранных авторов предпочтение отдавалось Верди — исполнялись «Трубадур», «Риголетто», «Аида», «Бал-маскарад».

4 февраля артисты завершили свои выступления в Рыбин­ске бенефисом оперного хора и направились в Ярославль, где их уже с нетерпением ждали. Предваряя гастроли товари­щества артистов русской оперы под управлением Алмазова и Кателли, «Ярославские губернские ведомости» от 15 февраля 1896 года писали: «Ярославль не избалован оперными представ­лениями да и, вообще, пением, — потому понятно, как должна заинтересоваться наша публика предстоящими концертами, на которых товарищество предполагает знакомить ее с выдающи­мися операми русского и иностранного репертуара.

Помимо музыкального интереса, представления товари­щества заслуживают внимания и потому еще, что являются общим делом всех участников товарищества и, стало быть, гарантируют добросовестное отношение их к своему делу, что, между прочим, наши читатели и могли заметить по корреспонденциям из Рыбинска, где товарищество с небыва­лым в этом городе успехом играло довольно продолжитель­ное время, дав много оперных спектаклей и каждый раз собирая полный театр. Этот успех товарищества засвиде­тельствован не одним нашим корреспондентом, но и други­ми, помещавшими свои отзывы в московских и петербуржских изданиях».

15 февраля 1896 года в Ярославском городском театре открылись концертные вечера, с хором и оркестром Товари­щества оперных артистов под управлением гг. Алмазова и Кателли, причем первый вечер, как писали местные газеты, был посвящен лучшему оперному спектаклю «Фауст». Гастроли шли с успехом. Ярославские губернские ведомости следили за каждым спектаклем, печатая остро критические, но одновре­менно доброжелательные рецензии. Приведем одну из них (Ярославские губернские ведомости от 20 февраля): «С каж­дым разом товарищество оперных артистов под управлением гг. Алмазова и Кателли все более завоевывает симпатии ярос­лавской публики, в то же время знакомя ее с новыми дебютан­тками, выступающими по мере развития репертуара товари­щества. В воскресенье в опере “Бал-маскарад” принимали уча­стие, кроме прежних артистов, еще г-жа Макарова и г. Левинов, обладающие и хорошим голосом, и школой. В общем, опера прошла очень хорошо, с полным ансамблем, вызывая неподдельные восторги публики, так что и на этот раз концерт товарищества удался вполне. Оркестр, по обыкновению, играл прекрасно, благодаря талантливому г. Алмазову. Что касается артистов, то мы позволим заме­тить по их адресу, что буквально они, не исключая жен­ского персонала, по-видимому, очень мало обращают вни­мание на грим, — а между тем он — одно из важных условий сценического воздействия.

Повторяем, товарищество вполне заслуженно пользуется расположением публики, и нет сомнения, что последняя поддержит артистов, которые явились к нам, рискуя такими большими затратами».

Или же другая рецензия, свидетельствующая о большом интересе ярославцев к гастролям: «Концерт с пением из опе­ры “Кармен”, поставленной в пятницу 16 февраля, еще бо­лее подтвердил, что товарищество артистов обладает дей­ствительно прекрасными силами. “Кармен” прошла не толь­ко с полным ансамблем, но безусловно выдвинула на пер­вый план г-жу Зандерс и гг. Кателли и Ошустович. Г-жа Карниолли, по-видимому, была не совсем в голосе, да и понят­ная робость пред незнакомой публикой, вероятно, несколь­ко мешала дебютантке. Зато вышеназванные артисты заслу­живают полной похвалы. У них видны и школа, и умение, и хорошие сценические способности» Публика приветствовала их шумными аплодисментами, вызывая не только после ак­тов, но и за каждую арию, причем г-жа Зандерс и г. Кател­ли бисировали, также как бисировал и оркестр, который ведется так талантливо г. Алмазовым».

Артисты задержались в Ярославле до конца марта и по просьбе публики («по желанию публики», как обычно писа­лось в афишах) завершили выступления блистательными бенефисами.

31 мая оперное товарищество вернулось в Рыбинск и до конца июня давало спектакли в Летнем саду на городской даче, По ряду неизвестных причин в разгар гастролей Кателли уехал, и в качестве управляющего товариществом остался Алмазов. Состав оперных артистов он существенно обновил. Среди вновь приглашенных был, в частности,

Д.Х. Южин, с которым Алма­зов, как и с оставшейся в товариществе Е.И. Зандерс, уже работал в Казани и Саратове в течение зимнего сезона 1894–1985 годов в оперной антрепризе Н.В. Унковского. В результа­те в репертуаре появились новые оперы — «Мазепа» Чайковс­кого, «Сельская честь» Масканьи, «Жидовка» Галеви.

Летнее время года откладывало свой отпечаток на «дра­матургию» представлений — оперы чаще всего шли в сокра­щенном варианте, в антрактах и после спектаклей для отды­хающей публики устраивались фейерверки, танцы, на от­крытой эстраде, показывались цирковые номера и даже за­пускался воздушный шар.

Успешные гастроли в Ярославле и Рыбинске в 1896 году, по всей видимости, вызвали у Н. Н» Алмазова желание еще раз приехать в Ярославль с новым товариществом артистов русской оперы. Было объявлено, что концерты (то есть опер­ные спектакли) начнутся 14 марта 1897 года. Однако съезд сценических деятелей в Москве, проходивший в это же вре­мя отодвинул гастроли на более поздний срок.

Состав товарищества под управлением Алмазова был скромным по средствам (хор — 4 человека, небольшой оркестр — 20 человек), которые были хороши, скажем, в «Травиате», но «жидковаты» в «Аиде». Тем не менее, спектакли оставляли хорошее впечатление благодаря неплохим солис­там и довольно слаженному ансамблю. Как свидетельствует один из рецензентов, «...за всем тем, нужно отдать долж­ную справедливость капельмейстеру г. Алмазову. Не гово­ря уже о том, что он безукоризненно держит в своих руках дружный ансамбль оркестра совместно с певцами, — для последних он особенно полезный помощник. Он с большим успехом “дает” певцам так называемый “входы” и “выходы” и безукоризненно достигает возможных нюансов в своем оркестре — далеко не сильном как в количественном, так и в качественном смысле».

Среди артистов товарищества обращала на себя внима­ние г-жа Шпигель — недавняя выпускница Училища Московс­кого Филармонического Общества. В июне 1894 года жур­нал «Артист» поместил довольно подробную информацию о выпускном концерте Училища, где о Шпигель писали, что «это очень музыкальная, способная в техническом отноше­нии сильно подвинутая ученица с голосом (сопрано) прият­ным и легким, но не сильным и, как будто, может быть, временно утомленным». Молодая певица выступала в ан­самбле вместе с другим выпускником Училища — ярославцем Собиновым, который помимо этого исполнил в концерте каватину Князя из «Русалки» Даргомыжского и серенаду Арлекина из «Паяцев» Леонкавалло. О Собинове же писали как об обладателе приятного, хотя не очень сильного те­нора, имеющем все данные «чтобы сделаться певцом: он умно, просто и естественно, без вычур фразирует, дает верное настроение исполняемому, вообще способный че­ловек».

Для нас особенно важно, что молодые выпускники Фи­лармонического Училища были неплохо обучены основам сце­нического мастерства. «Картина из “Фрейшютца” удалась, — продолжал рецензент, — ...г-жа Шпигель (Анхен) пела и играла положительно даровито... Она бесспорно имеет сце­нические способности. А как, между тем, пела она в спек­такле комическую песенку Анхен? На протяжении песенки все движения были очень просты, естественны, вполне выте­кали из характера изображаемого лица, лишенного какого бы то ни было оперного героизма и пафоса. Таких движений заучить нельзя, они не были придуманы, а делались сами собой. Но вот песенка подошла к своей последней ноте, и вдруг, неожиданно, рука г-жи Шпигель делает некоторое подобие мотиновского “giuro”, то есть вскидывается вверх для рутинейшего общеоперного заключительного жеста, очевид­но, заученного, или по собственной оплошности, в подража­ние большинства рутинных певиц и певцов, или, чего мы и допустить не желаем, по приказанию учителя».

Не случайно пришлось подробно остановиться на вышепри­веденной рецензии, так как выбор певцов такого плана ха­рактеризует руководителя товарищества Н.Н. Алмазова. Не случайно и то, что перед приездом в Ярославль товарище­ство задержалось в Москве. По всей видимости, Алмазов присутствовал на съезде театральных деятелей. Положения, выработанные на съезде в ходе продолжительных дискус­сий, стали, как свидетельствуют документы, основой для его последующей деятельности.

В товариществе Алмазова, посетившем Ярославль в 1897 году, были и молодые, и опытные артисты, к примеру, замеча­тельная исполнительница Амнерис из «Аиды» Верди г-жа Руджиери, которая завоевала симпатии ярославской публики еще во время гастролей 1896 года, или же г-жа Домелли (сцени­ческий псевдоним Веры Владимировны Домелунцхен), дебюти­ровавшая в 1884 году в партии Джильды в Мариинском театре, а в начале 90-х годов успешно выступавшая в Итальянской опе­ре на сцене Московской частной оперы. К слову сказать, неко­торое время спустя, а именно в 1904 году, после блистатель­ных гастролей во многих городах Европы и Америки, где при­шлось ей выступать с замечательными певцами, в их числе блистательная А. Патти, Домелли приехала в Нижний Новгород, чтобы создать там вокальную школу.

Казалось бы, все должно было способствовать успеху. Однако оперное товарищество под управлением Алмазова вскоре распалось, артисты разъехались, но, иронизировали местные газеты, забыли взять с собою едва ли не «лучших персонажей» исполняемых опер — хор и оркестр.

Капельмейстер Н.Н. Алмазов был среди тех, кто остал­ся в Ярославле. Осенью 1897 года появились афиши концер­тов, в которых музыкант предстал перед ярославцами в но­вом качестве. «Наша публика уже достаточно хорошо зна­кома с талантами г. Н.Н. Алмазова, — писали «Ярославские губернские ведомости», — и имя его ручается за то, что пред­стоящий концерт будет во всех отношениях интересным. Та­лантливый дирижер и выдающийся музыкант и учитель музыки г. Алмазов приложит, конечно, все силы, чтобы зареко­мендовать себя и хорошим организатором». Оказывается, что Алмазов половину сбора с концерта предполагал по­жертвовать на учреждение народной библиотеки. Кроме того, он не предполагал ограничиться одним выступлением, а выказал желание давать подобные концерты в течение сезона.

Памятным для ярославцев было выступление Алмазова на вечере, посвященном 25-летию со дня смерти Н. А. Не­красова (декабрь 1902 года). Концерт проводило Ярославс­кое Общество любителей музыкального и драматического искусств. «Ярославские губернские ведомости» восторжен­но писали: «В лице Н.Н. Алмазова мы имеем не только опытного, но и теоретически готового музыканта и компози­тора. Его пролог для хора и оркестра “Русь” и романс “Про­сти” — оставили в слушателях самое выгодное впечатление о композиторе. Остается пожелать, чтобы его энергия и му­зыкальное дарование нашли в окружающей его среде необ­ходимую симпатию и поддержку, при отсутствии которых всякий талант, всякое искусство может заглохнуть».

Выступления Алмазова, будучи для Ярославля событием незаурядным, привлекли внимание Начальника губернии Б.В. Штюрмера. Поддержку губернатора Алмазов ощущал во всех последующих начинаниях, ибо не собирался ограни­чивать себя только концертной деятельностью. В самом на­чале своего пребывания в Ярославле он сообщив через прессу приятное для ярославцев известие, что намерен учредить в городе постоянную школу музыки, о чем следует сказать более подробно.

 
Частная музыкальная школа Н.Н. Алмазова

1 сентября 1899 года в Ярославле открылось специальное учебное заведение, которое получило называние «Част­ная музыкальная школа Н. Н. Алмазова». «Ярославские гу­бернские ведомости» сразу же откликнулись на это событие большой статьей, где говорилось, что «музыкальная школа учреждена исключительно по частной инициативе, поддержанной лицами, сочувственно отнесшихся к этому начина­нию». Среди них — А. П. Аксаков, в то время Председатель правления Ярославского общества поощрения труда и ра­зумного отдыха «Парус», основанного в январе того же года, Как член Правления Общества, Н.Н. Алмазов был одним из активнейших его деятелей. Хор и оркестр, по словам совре­менников, «умело составленные известным нам, ярослав­цам, знатоком этого дела Н.Н. Алмазовым», на состояв­шемся 16 марта 1899 года первом музыкальном вечере общества «Парус» пользовались значительным успехом. Со­гласно отзыву в Ярославских губернских ведомостях, неко­торые пьесы по желанию многочисленной публики были по­вторены, а Алмазова несколько раз вызывали, награждая шумными аплодисментами. На этом же вечере прозвучал в исполнении хора (более 60 человек) гимн общества «Па­рус» композитора Н.Н. Алмазова.

Завоевав авторитет у просвещенной ярославской публи­ки как талантливый дирижер, исполнитель и учитель музыки, он приступил к организации постоянной школы музыки. Ал­мазов считал, что музыка, служа разумным занятием, име­ет огромное воспитательное значение, возвышая духовно-нравственное состояние человека и доставляя ему эстети­ческое удовольствие. По этой причине необходимо было до­вести музыкальное искусство до современного его понима­ния, что возможно не во временной, а в постоянной школе.

8 августа 1898 года Министерство Внутренних Дел ут­вердило Устав музыкальной школы Н. Н, Алмазова в г. Ярос­лавле. 

В ней предполагалось изучение следующих предме­тов: фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас, пение хо­ровое и сольное, теория музыки, музыкальное сольфеджио и класс совместной игры. Обучающиеся делились на две груп­пы: специалистов и не специалистов. Курс преподавания в школе был рассчитан на пять лет. Умеренная плата за обу­чение производилась по полугодиям вперед. Учредитель шко­лы по своему усмотрению мог освобождать нуждающихся учеников от платы за обучение.

Для всех обязательным предметом был хор, программа которого соответствовала программе придворной певческой капеллы, поэтому желающие могли получить звание реген­та. Для начинающих давались подготовительные уроки. Ос­тальные занимались по особой программе, построенной по степени трудности и учитывающей лучшее из современ­ной музыкальной педагогики, в том числе опыт Санкт-Пе­тербургской, Московской, Парижской и Лейпцигской кон­серваторий. В конце полного курса обучения предполага­лись выпускные экзамены с профессурой консерватории и последующей выдачей свидетельства об окончании школы.

На протяжении всего обучения планировалось проведе­ние ежемесячных ученических исполнительных вечеров, на которых должны были присутствовать    ученики школы, а из посторонних — только родители и специально приглашенные лица. В воскресенье 31 октября 1899 года в частной музыкальной школе состоялся первый подобный ученичес­кий музыкальный вечер. Н. Н. Алмазов, получивший обра­зование в Пражской консерватории (по некоторым данным Московской консерватории), прекрасно понимал, что не в средствах школы доводить учеников до виртуозов, но порядочных исполнителей, людей, понимающих искусст­во, способных радовать других, музыкальная школа подго­товить может. По его замыслу, успехи в работе школы да­дут возможность преобразовать ее в Ярославское музы­кальное училище.

Материальные сложности, возникшие при налаживании нормального учебного процесса, вынудили Алмазова осно­вать фонд (за счет платных музыкальных вечеров, концер­тов, оперных спектаклей), который должен был находиться в ведении почетного лица из местного общества, так как его помощь и влияние могли поддержать авторитет школы.

Открытие в 1904 году в Ярославле, воз­можно, не без содействия самого Алмазова, отделения Им­ператорского русского музыкального обществам и музыкаль­ных классов при нем, дали ему возможность осуществить давнюю мечту — создать в Ярославле постоянно действующей оперную труппу и построить для нее здание музыкаль­ного театра.

 

 
Ярославское Хоровое Общество и Новый (Общедоступный) театр

В конце 1899 года возникла мысль об организации в Ярос­лавле хорового общества. Мысль, встретив сочувствие, ско­ро перешла в дело — 20 июня 1900 года Министерство Внут­ренних дел утвердило устав Ярославского Хорового Обще­ства, а в октябре последовало принятие данного устава на общем собрании членов Общества, костяк которого, по всей видимости, составили учащиеся музыкальной школы. Было организовано Правление, избран дирижером хора заведую­щий музыкальной школой Н.Н. Алмазов, явилось не мало желающих участвовать в хоре, начались репетиции. После двух, трех репетиций новому Обществу стало очевидным, что необходимо попытаться организовать оркестр любите­лей. Попытка удалась, нашлись желающие участвовать и в оркестре. 

11 декабря того же года в зале Городской Думы состо­ялось первое исполнительное собрание Общества под уп­равлением Н.Н. Алмазова, посвященное памяти Михаила Ивановича Глинки при участии солистов В.Н. Коврайской (со­прано), В.Н. Дашковой (контральто). В.Р. Каатца (тенор), Н.Н. Калинина (тенор), Н.М. Носкова (баритон), С.Я. Каплана (бас), хора и оркестра Общества. По традиции в нача­ле концерта торжественно прозвучал гимн «Боже, Царя хра­ни», а затем были исполнены романсы и сцены из опер «Рус­лан и Людмила» и «Жизнь за Царя» великого русского ком­позитора. Член Общества Н.Г. Высотский (в то время рек­тор мужской гимназии) писал в «Русской музыкальной газе­те»: «Успех концерта превзошел общие ожидания. Особен­но удались хор первого акта “В бурю во грозу”, польский хор второго акта “Бог войны” и ария контральто с хором “Бедный конь в поле пал”. Публика, наполнившая залу, горя­чо приветствовала и исполнителей, и, особенно, даровитого дирижера Алмазова, которым этим первым концертом дал блестящее доказательство, чего можно даже за короткое время достигнуть знанием дела, энергией и истинною любовью к музыке. Первое исполнительное собрание хорового общества произвело сильное впечатление: все как будто про­снулись, оживились, почувствовали, что новое хоровое общество может сослужить хорошую службу, пойдя на встречу явившейся потребности в серьезной музыке. Сделан хороший почин, и можно от души пожелать, чтобы Ярос­лавское хоровое общество, при дружной поддержке город­ского населения,  шло твердо к цели поднять музыкальное дело в Ярославле».

8 сентября 1901 года в зале Городской Думы был отслу­жен благодарственный молебен, по случаю годовщины Ярос­лавского Хорового Общества, в присутствии его членов и приглашенных гостей, среди которых находились Начальник губернии Б.В. Штюрмер и вице-губернатор А.С. Блохин. За молебном очень стройно пел хор Общества, после чего на общем собрании под председательством Штюрмера был доложен и утвержден годовой отчет. За короткий период своего существования солисты, хор и оркестр любителей Ярославского Хорового Общества успешно провели несколь­ко исполнительных собраний с участием приглашенных из Мос­квы оперных артистов, камерные концерты в зале Городс­кой Думы, к примеру, программа одного из них включала песни разных народов.

В этом же году Алмазов получил разрешение на расши­рение своей деятельности, которая состояла в учреждении в Ярославле бесплатных классов пения, имеющих целью дать возможность всем желающим, преимущественно детям, изучать хоровое пение. В классы принимались лица всех со­словий, пола и возраста, причем женщины обучались отдельно от мужчин, а малолетние от взрослых. Бесплатной школе было предоставлено помещение в новом здании Ярославс­кой мужской гимназии. Через год Совет Старейшин Хоро­вого общества во главе с Н. Н. Алмазовым на основании утвержденного Правительством устава и полученного разре­шении на открытие повсеместно в Ярославской губернии отде­лений Общества и при них бесплатных хоровых классов намеревался безотлагательно приступить к организации таковых.

Важным направлением в деятельности Хорового Обще­ства было приобщение ярославской публики к оперному те­атру. Так, на сезон 1901/1902 годов Совет Старшин наметил подготовить исполнительное собрание памяти А. П. Бородина, а также поставить оперы «Демон» А.Г. Рубинш­тейна и «Русалку» А.С. Даргомыжского в Городском теат­ре с приглашением Л.В. Собинова, Ф.И. Шаляпина и П.А. Хохлова. Еще свежи были в памяти Алмазова напутствия, которые в 1897 году прозвучали на первом съезде теат­ральных деятелей России. Стоит их воспроизвести, так как они до настоящего времени не потеряли своей актуальности. В целом съезд признавал, что современное положение рус­ского оперного дела в России не удовлетворяло истинным художественным требованиям. Процветанию русской опе­ры в России могли служить только даровитые и подготовлен­ные для этого люди без различия национальностей и вероис­поведания. Оканчивающие музыкальные и вокальные курсы в консерваториях, музыкальных училищах и у частных пре­подавателей в силу самой программы, не имели возможно­сти вступать в частные оперные труппы опытными в сцени­ческом отношении, чтобы нести известный репертуар. В виду этого высказывалось желание, чтобы в крупных театральных центрах были устроены театры для молодых сил под управ­лением наиболее опытных и компетентных лиц и учрежде­ний, где бы устраивались оперные спектакли. Наконец, су­ществование русской оперы в провинциальных городах без материальной поддержки со стороны городских учрежде­ний чрезвычайно затруднено в виду необходимости больших затрат на оркестры, хоры, костюмы, партитуры и т. п. Под­водя итоги, съезд обратился к Русскому Театральному Об­ществу с ходатайством войти в согласование с композитора­ми и издателями для возможного облегчения в этом отношении оперных предпринимателей, В виду трудности пользо­ваться хорошо сыгравшимся оркестром и спевшимся хором, высказывалось желание, чтобы городские управления или фи­лиальные отделения Императорского Музыкального Обще­ства создавали постоянные оркестры, или, по крайней мере, кадры и, по возможности, хоры, которыми оперные пред­приниматели могли бы пользоваться за определенное вознаграждение.

Становится понятным, почему каждый новый шаг давался членам Ярославского Хорового Общества ценой огромных усилий. В рецензии на очередное исполнительное собрание, помещенной в газете «Северный край» за 1902 год, ее автор, пожелавший остаться неизвестным, заметил: «Нам не знакомы детали внутренней жизни ярославского хорового общества и мы являемся только свидетелями его деятельности, так ска­зать, в конечных ее результатах, но тем не менее ясно пред­ставляем себе ту массу упорного труда и энергии, которые положены членами общества, для достижения блестящих ре­зультатов, свидетелями которых была ярославская публика во вторник, 26 марта, при постановке оперы “Русалка”.

Смело можно утверждать, что спектакль доказал пол­ную зрелость ярославского хорового общества, и что оно уже прожило трудную стадию внутренней организации, всту­пив на путь свободной художественной деятельности.

Всякий, кто знаком с затруднениями, встречающимися при различных организациях, кто знает от каких часто вздор­ных причин, эти организации исчезают без следа, сколько надо любви к делу, громадной энергии и такта со стороны руководителей, чтобы сделать организацию жизнеспособ­ной и деятельной особенно в таком неподвижном в обще­ственной жизни городе, каким является Ярославль, тот пой­мет ту искреннюю и горячую похвалу, которую мы выража­ем, как членам общества, так и главным образом руководи­телю общества Н.Н. Алмазову... К сожалению, — продол­жает автор рецензии, — надо отметить, что в партере было довольно много пустых мест и, вероятно, расчеты распорядителей несколько не оправдались, Причина неполного сбо­ра, конечно, лежит в том, что ярославская публика не привыкла платить дорого за зрелища» Значительное превыше­ние цен на места в театре было вызвано не только постанов­кой оперы, но и желанием собрать некоторую сумму на учреждение в Ярославле бесплатных хоровых классов». Ко­нечно, материальная необеспеченность в значительной сте­пени мешала осуществлению творческих планов, тем не менее, члены Общества вопреки сложившимся обстоятель­ствам продолжали свою благородную деятельность.

После настойчивых просьб Совета Старейшин Общество получило разрешение Городской Думы регулярно устраи­вать общедоступные народные концерты и оперные спек­такли в здании Городской читальни у Вознесенских прудков. Здание читальни было не приспособлено для этих целей, по­этому Городской Архитектор А. А. Никифоров по поруче­нию Думы предложил проект его реконструкции. За ходом работ внимательно следил Ярославский Городской голова И. А. Вахромеев. 7 февраля 1903 года он пригласил специаль­ную строительную комиссию «для освидетельствования ра­бот по приспособлению читальни для народных музыкальных и драматических спектаклей». На ремонт читальни было из­расходовано 2294 р. 28 к., не считая частных пожертвова­ний, например, К.М. Иваньшин внес 700 р. для «крайне сим­патичного Общества», а И.Н. Дунаев выделил 500 рублей на нужды устраиваемого Ярославским хоровым обществом на­родного театра — на доступные для народа цены.

Сезон 1902/1903 годов стал кульминационным в первые годы становления Ярославского Хорового Общества, В зда­нии Городской читальни регулярно давались концерты и народные спектакли — оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Мазепа» П.И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского, номера из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» под управлением Н.Н. Алмазова. Начали работать театральные мастерские, спектакли стави­лись в костюмах собственного изготовления.

Следующий сезон (1903/1904 годы) начался 22 августа с концерта, в котором приняли участии оперные артисты из Москвы — М.Р. Бруно, Е.О. Вальтер, П.И. Галактионов, Н.Ф. Николаев, С.И. Ефимов. 28 сентября состоялось знаме­нательное в этом сезоне 14-е исполнительное собрание Ярославского Хорового Общества, когда под управлением Н.Н. Алмазова была представлена полная опера М.И. Глинки «Жизнь за Царя», с балетными сценами, под оркестр воен­ной музыки Романовского батальона. Хор Общества состо­ял тогда из 50 человек.

Некоторые исполнительные собрания Ярославского Хорового Общества носили благотворительный характер. Чаще всего устраивались исполнительные собрания в пользу недостаточных учащихся высших учебных заведений города Мос­квы и Петербурга — бывших воспитанников Ярославской гим­назии, в котором приняли участие не только артисты Хорового Общества, но и московские гастролеры.

В конце 1904 года Алмазов решил арендовать Ярослав­ский и Рыбинский Городские театры для осуществления про­фессиональных оперных и драматических спектаклей. Такой опыт уже существовал в антрепренерской практике, напри­мер, в 1892 году Товарищество русских оперных артистов под управлением Н.В. Унковского с участием при этом то­вариществе драматической труппы А.М. Горина-Горяйнова поочередно играли оперные и драматические спектакли в Казани и Саратове. Ярославская Городская Дума дала со­гласие на подобный эксперимент. Уже были составлены до­кументы на Алмазова, чтобы направить их в театральное агентство Е.К. Рассохиной, но в самый последний момент на­шлись противники создания музыкально-драматической труп­пы на базе театров Ярославля и Рыбинска. Последние считали, что такая двойственность может неблагоприятно отра­зиться на постановке дела. Сторонники Алмазова, наобо­рот, считали, что антреприза г-жи Малиновской была одною из неудачных, между тем, организованные г. Алмазовым оперные спектакли шли весьма успешно и вызывали общее одобрение от посещающих их, несмотря на тесноту и на не отвечающие этой цели помещение народной читальни. Про­тивостояние нарастало. Была втянута в полемику не только местная, но и столичная пресса, которые не скрывали этой преднамеренной травли музыканта. Алмазов не выдержал неприкрытой агрессивности довольно авторитетных ярослав­цев. Он написал на имя Городского Головы И.А. Вахрамеева заявление, в котором подробно объяснил причины отказа от аренды театров, а затем покинул Ярославль, Как оказа­лось, почти на четыре года. Вполне возможно, что оставши­еся члены Ярославского Хорового Общества не теряли с Алмазовым связи. Они приняли новый устав (утвержден МВД 6 октября 1904 года), согласно которому Хоровое Общество стало именоваться «Ярославское Общество пения».

В 1907 году Ярославским Обществом пения, все более и более склонявшимся к профессиональной деятельности, был построен Общедоступный, или Новый театр, где начали ста­виться не только музыкальные, но и драматические спектак­ли. Как пишет Н.М. Север, в Новом театре «порою были хорошие актерские составы и часто выступали, как гастро­леры, крупные артисты — М.В. Дальский, братья Роберт и Рафаил Адельгеймы и др.»

Возвратившись в 1908 году в Ярославль, Н.Н. Алмазов проработал (с небольшими перерывами) в Общедоступном театре в качестве заведующего музыкально-сценической частью до 1912 года. В этот период на сцене театра шли многочисленные русские и зарубежные оперы — «Жизнь за Царя» М.И. Глинки, «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского, «Дубровский» Э.Ф. Направника, «Демон» А.Г. Рубинш­тейна, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички» П.И. Чай­ковского, «Елка» В.И. Ребикова, «Сын Мандарина» Ц. Кюи, «Фауст» Ш. Гуно (спектакль памяти основателя первого рус­ского театра Ф.Г. Волкова), «Жидовка» («Дочь кардинала») Ж. Галеви, «Кармен» Ж. Бизе, «Лакмэ» Л. Делиба, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Тоска» Дж, Пуччини, «Травиата» Дж, Вер­ди, а также популярные оперетты «Маскотта» (в русской редакции «Красное солнышко») Э. Одрана, «Гейша» С. Джон­са, «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Веселая вдова» и «Граф Люксембург» Ф. Легара, «Ночь любви» В.П. Валентинова и др.

В эти же годы (с 1908 по 1912) афиши исполнительных собраний Общества пения пестрели фамилиями крупных антрепренеров (Н.А. Орлин, А.Н. Сотников, В.М. Сокольс­кий, П.П. Гайдебуров, А.А. Вивьен и др.), именами известных оперных и драматических артистов, среди которых встре­чались и ярославцы, например, баритон А.К. Минеев, впос­ледствии успешно выступавший на столичной сцене.

Таким образом, Ярославское Хоровое Общество (Ярославское Общество пения) подарило ярославцам не только незабываемые музыкальные впечатления (об этом пишет в своих воспоминаниях певец-любитель — один из солистов Об­щества — С.В. Дмитриев), но и подготовило почву для пос­ледующего развития профессиональной музыкальной куль­туры Ярославля.

К сожалению, нам неизвестна дальнейшая судьба Н.Н. Алмазова. И все же можно утверждать, что довольно длительное пребывание яркого музыканта в Ярославле, дало прекрасные результаты: учреждение первой частной музы­кальной школы, организация первого Ярославского хорового общества, активное участие в работе его преемника Ярос­лавского общества пения, создание Нового (Общедоступного) театра, давшего возможность ярославцам более десяти лет регулярно смотреть и слушать шедевры мировой опер­ной классики. По этой причине деятельность Н.Н. Алмазова, совпавшая по времени с общим духовным подъемом в России, может рассматриваться как важный вклад в разви­тие музыкальной культуры Ярославского края.

 

 

 

P.S. С момента написания этой статьи удалось продвинуться дальше в исследовании творчества Н.Н. Алмазова.

Удалось найти его родных и установить год и место смерти — 1918, Пермь.

Драматически сложилась судьба Нового (Общедоступного) театра — он сгорел во время мятежа 1918 года (по времени это совпало со смертью Н.Н. Алмазова)

Удалось установить, что в Ярославле Н.Н. Алмазова женился на дочери губернского казначея